Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
481
+1.23
EUR
535
+2.90
RUB
5.28
+0.01

KazAID: инструмент помощи другим и экспорта «казахстанского пути»?

Нет, это не аналог «USAID»

Казахстанское Агентство международного развития (KazAID) очень сильно созвучно своим названием с известной структурой Госдепа США. Но, как говорят в организации, несмотря на схожесть названий и на некоторые достаточно близкие провозглашаемые общие глобальные цели (например, содействие Целям устойчивого развития ООН), не следует «параллелить» эти два института. Потому что, во-первых, у Казахстана нет таких амбиций и целей, как у США, а во-вторых, сама суть стратегий двух организаций абсолютно различна. Если USAID не скрывает своих интересов касательно продвижения американской модели демократии по всему миру, то KazAID не ставит подобных глобальных политических задач.

Тем не менее, казахстанский путь развития действительно имеет явные плюсы, не зря многие развивающиеся страны в регионе и мире стремятся ближе с ним познакомиться. Почему бы и нет? И почему бы не помочь им в этом?

Говоря о предыстории создания KazAID, стоит вспомнить, что на протяжении трёх с лишним десятилетий Казахстан пережил действительно огромную эволюцию. Включившись с момента обретения независимости в систему международных отношений, страна прошла путь от получателя официальной помощи различных зарубежных организаций до донора, помогающего другим государствам. Дополнительный импульс этому процессу придали договорённости, достигнутые на форуме высокого уровня по эффективности официальной помощи в целях развития (ОПР) в корейском Пусане в декабре 2011 года. Тогда была подтверждена важность участия так называемых «новых доноров» из числа динамично развивающихся переходных экономик в оказании помощи развитию других государств.

Так Казахстан стал официальным участником программ помощи развитию под эгидой ООН. До 2013 года эта международная помощь осуществлялась в виде добровольных взносов и участия в трастовых фондах, а объектом работы были проекты в сферах экологии, здравоохранения, прав женщин, помощи странам, не имеющим выхода к морю, борьбы с наркотиками. Но тогда помощь в двустороннем формате оказывалась разрозненно, без системной организации. С учётом международного авторитета Казахстана и растущего экономического потенциала страны стало понятно, что Астане необходима чёткая политика в сфере официальной помощи развитию разных стран. Такая политика требовалась для поиска адекватных ответов на глобальные вызовы и региональные проблемы, для координации с другими государствами, в целом для укрепления роли и авторитета Казахстана в региональных и международных отношениях.

Именно для достижения этих целей и был создан национальный казахстанский оператор в сфере ОПР – Казахстанское агентство международного развития «KazAID». 

Главное – национальные интересы Казахстана

Спектр задач организации обширен. Есть среди них и глобальные – такие как содействие решению общемировых и региональных проблем устойчивого развития, развитию политических, экономических, образовательных, общественных, культурных и научных связей с зарубежными странами, формирование пояса добрососедства по периметру казахстанской границы. И главная цель – укрепление авторитета и позитивного восприятия Республики Казахстан в мировом сообществе.

Есть также локальные задачи, которые заключаются в помощи конкретным государствам в сфере международного развития. Говоря о том, какие именно страны находятся в фокусе проектов KazAID, и каких приоритетов придерживается организация при отборе государств для сотрудничества, главный менеджер и советник председателя правления KazAID Гаухар Бейсеева отмечает, что в первую очередь учитываются вызовы глобального развития, национальный потенциал и имеющиеся ресурсы государств, а также, конечно, развитие отношений с ними в контексте национальных интересов Казахстана.

– В соответствии с политикой РК в сфере официальной помощи развитию у нас определены секторальные и географические приоритеты. Особый фокус сделан на предоставлении различных видов помощи по линии двустороннего сотрудничества. На сегодня приоритетное внимание уделяется центральноазиатским странам и Афганистану. Кроме Центральной Азии, для достижения максимального синергетического эффекта казахстанская официальная помощь развитию также может быть в перспективе ориентирована на Южный Кавказ, Африку, Латинскую Америку, – объясняет она.

Выбор географических приоритетов, по словам главного менеджера KazAID, зависит от ряда факторов, среди которых политическая, социально-экономическая связь стран-партнёров с Казахстаном, наличие потенциала для развития взаимовыгодного сотрудничества. И, конечно, главным критерием являются стратегические интересы Казахстана.

В организации делают оговорку, что не каждое государство может рассчитывать на поддержку Казахстана по линии международного развития. При выборе географических приоритетов на 2021 –2025 годы организация KazAID руководствовалась рядом критериев. Среди них, в частности, глубина двусторонних связей и взаимоотношений Казахстана со страной-партнёром, потребности последней в сотрудничестве (оценивается, в частности, уровень социально-экономического развития). Учитывается и разделение направлений работы по поддержке развития с другими странами-донорами. Берётся во внимание, конечно, и готовность самой страны к принятию помощи – никто ничего никому не навязывает.

Проект «KazAID Goes Digital»

Развитие цифровых цифровых инноваций в Казахстане стало, без преувеличения, примером и откровением даже для многих развитых стран. Далеко не везде в современном мире является обыденным, например, получение банковской карты за считанные минуты. И проект, о котором идёт речь, родился не на пустом месте – он нацелен на вклад Казахстана в достижение цифрового равенства в регионе, в выравнивание дисбалансов в этой сфере.

– Казахстан разделяет позицию международного сообщества о том, что разным странам, невзирая на их уровень доходов, необходим равный доступ к цифровизации. Цифровая трансформация ключевых отраслей, развитие инновационной экономики –неотъемлемые условия достижения конкурентоспособности. Поэтому странам нужно адаптироваться и принимать собственные цифровые стратегии развития, дабы не «отстать от поезда». До 2021 года драйвером цифровизации в нашей стране была госпрограмма «Цифровой Казахстан». Она способствовала развитию современных технологий и росту кадрового потенциала в этой сфере, что в итоге вывело Казахстан на передовые позиции в регионе. Поэтому сейчас в нашей политике акцент делается на обучении, передаче знаний и обмене опытом, – рассказывает Гаухар Бейсеева.

В агентстве KazAID называют сотрудничество в сфере цифровизации одним из главных направлений своей международной деятельности. Одним из успешных проектов стало создание модулей электронного правительства Таджикистана и предоставление Душанбе образовательных ваучеров для подготовки специалистов в сфере цифровизации госуслуг. Сейчас заинтересованность в таких же проектах выражают Кыргызстан и Монголия. Также, как рассказывают в агентстве, в нынешнем году совместно с сигнапурским фондом «Темасек» и «Колледжем госслужбы», АГУ и «Назарбаев Университетом» запущена программа «Достык – Цифровизация» с обучающими семинарами для госслужащих Центральной Азии. Помимо реального достижения обозначенных ООН Целей устойчивого развития, эти проекты способствуют также продвижению экспорта казахстанской продукции, росту конкурентноспособности и имиджа страны.

Все проекты KazAID включают в себя и такой компонент как культурное продвижение нашей страны, стремление к её глобальной узнаваемости. Так, например, при проведении семинаров и курсов по повышению квалификации на казахстанских площадках предусматривается ещё и культурная программа для участников из центральной Азии.

Казахстанская модель

В целом государственная политика Астаны в сфере официальной помощи развитию других государств не является спонтанной и не диктуется извне, отмечает главный менеджер KazAID. Она тесно синхронизирована с направлениями внешнеполитической концепции РК, с приоритетами экономического развития и национальной безопасности нашей страны, а также с международными обязательствами и принципами, которыми руководствуется Казахстан. В частности это – Цели устойчивого развития, принятые Генассамблеей ООН в сентябре 2015 года.

В KazAID отвечают, что реализация именно этой повестки ООН открыла Казахстану новые обширные возможности для становления в качестве ключевого партнёра многих государств. И это важно с точки зрения наших долгосрочных интересов. Так, в рамках четвёртой цели устойчивого развития «Качественное образование, повышение качества образования в странах Центральной Азии» и 17-й цели «Партнёрство в интересах развития» агентство запустило авторитетную международную программу «Достык».  Это такие проекты как «Повышение квалификации госслужащих Центральной Азии», «Улучшение госуправления в странах ЦА», «Стимулирование регионального сотрудничества в странах ЦА в сфере дипломатии». В известной степени это не только поддержка, но и «экспорт» основных принципов «казахстанского пути», благодаря которым наша страна достигла успехов в своём развитии за 33 года независимости. Выигрышность и прогрессивность достигнутых Казахстаном моделей управления, цифровизации госсектора, поддержания стабильности в полиэтничном и мультиконфессиональном обществе сегодня признаны многими экспертами. А то, что прогрессивно, многие стремятся перенять и развить у себя.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter