В 14 регионах Казахстана 31 марта пройдут выборы депутатов маслихатов вместо тех, кто покинул свои посты в 83 избирательных округах.
Этот этап избирательного процесса акцентирует внимание на основных принципах и требованиях к кандидатам, а также на организационных аспектах выборов.
Выборы пройдут на трех уровнях: областном, городском и районном, где будут избраны соответственно три, двадцать и шестьдесят депутатов маслихатов.
Согласно конституционному закону «О выборах», довыборы проводятся в последнее воскресенье марта и (или) последнее воскресенье октября. Это обеспечивает устойчивость и регулярность избирательного процесса в стране.
Кандидаты в депутаты маслихатов, выдвигаемые по одномандатным территориальным избирательным округам, могут быть представлены политическими партиями, общественными объединениями или самовыдвиженцами. Требования к ним прописаны в Конституции, и включают в себя гражданство Казахстана, возраст от 20 лет, отсутствие судимостей и другие критерии.
Организация выборов лежит в компетенции территориальных избирательных комиссий, которые руководят деятельностью окружных и участковых избирательных комиссий. Центральная избирательная комиссия осуществляет контроль и методическое руководство, обеспечивая соответствие деятельности всех уровней требованиям законодательства.
Процесс выборов начался с выдвижения кандидатов 31 января и завершился регистрацией до 5 марта. Предвыборная агитация продлится до 30 марта, а день выборов назначен на 31 марта с 7:00 до 20:00.
Подведение итогов выборов и их публикация должны произойти в течение определенного срока после голосования, что обеспечивает прозрачность и объективность избирательного процесса.
Как отмечает политолог Мурат Тулеутаев, предстоящие выборы представляют собой важный этап в развитии демократических институтов страны. Этот процесс не только подтверждает нашу приверженность принципам свободных и справедливых выборов, но и демонстрирует нашу готовность к регулярному обновлению законодательных органов на всех уровнях власти.
Проводя параллели с электоральными компаниями годичной давности, эксперт указывает, что «избирательные изменения, внедренные на внеочередных парламентских выборах в 2023 году в Казахстане, действительно оказались эффективными и способствовали демократическому развитию страны. Упрощение процесса регистрации политических партий, введение выборов по одномандатным округам и возможность голосовать «против всех» имели положительное воздействие на политическую арену».
— Важным результатом этих изменений стало усиление конкуренции между политическими партиями, что придало ей более динамичный и острый характер. Например, снижение проходного порога в парламент с 7 до 5% создало стимул для участия в выборах новым партиям, что в свою очередь разнообразило политическую картину страны. Результатом стало прохождение в парламент шести новых партий, а также победа самовыдвиженцев в семи округах, — говорит политолог
Таким образом, политические реформы способствовали расширению политического спектра и дали возможность различным партиям бороться за места в парламенте. Это свидетельствует о постепенном развитии политической системы Казахстана в сторону более открытой и конкурентной среды для политического участия и выражения гражданских позиций, — считает Тулеутаев.
Характеризуя политический курс действующей власти в целом, Мурта Тулеутаев резюмирует, что после событий января 2022 года президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву было необходимо перезапустить общественно-политическую обстановку в стране и за последние да года были осуществлены значительные политические реформы, которые стали важными шагами в модернизации страны. Переименование партии «Нур Отан» в «AMANAT», изменения в избирательной системе, появление новых политических сил, а также активная роль президента как надпартийного лидера, конституционные изменения, создание Национального курултая, проведение внеочередных выборов президента и парламента — все эти инициативы стали ключевыми компонентами модернизационной программы Токаева.
— Эти реформы придали новый импульс работе государственных институтов, сделав их деятельность более согласованной, результативной и открытой. В результате политическая система Казахстана претерпела институциональные изменения как в форме, так и в содержании. Реформы помогли укрепить институты государственной власти, улучшить их координацию и прозрачность, что сказалось на развитии политической экосистемы страны, — считает политолог.