Пожалуй, немного найдется людей, которые никогда не употребляли нецензурную лексику. Но мало кто задумывается о природе мата, изначальном сакральном значении и том, как матерщина меняет людей и общество.
Этот пласт речи проник во все сферы общества, все чаще можно услышать бранные слова от детей, групп школьников и девушек, которые идут по улице и совершенно спокойно разговаривают матом.
Эксперты считают: это связано с тем, что выросло более свободное от запретов поколение, которое чувствует фальшь и ложь официальной пропаганды и подобными фразами выражает протест табуированию.
«Мы живем в стране противоречий: когда что-то нам запрещают, это вызывает еще больший интерес, еще большее желание это делать. Безработица, кредиты, нехватка и отсутствие денег, неуверенность в будущем — все это провоцирует сильнейший стресс, поэтому брань в данной ситуации выступает как некая разрядка, возможность выпустить пар», — считает психолог Городского перинатального центра Алматы Гульнара Дощанова.
По ее мнению, ругаясь, люди выражают свою глубинную боль, а всплеск матерной активности связан с неустойчивым положением в обществе. Это результат гигантской социальной ломки. Старые устои сломаны, а новые не только еще не сформировались, их даже на горизонте не видно.
«Мат – это выражение сильных чувств, которые невозможно в себе удержать. Брань может быть способом выражения бунта или актом агрессии. Также люди часто матерятся, когда у них обостряется потребность в защите. Это не от бескультурья. Наоборот, это судорога неуверенности в себе, состояние, в котором человек прибегает к внешним атрибутам своей значимости. Чем больше люди перепуганы, тем сильнее они матерятся», — говорит специалист.
На самом деле понятие «мат» очень древнее. На Руси испокон веков его называли «лая матерная», и изначально она включала в себя лишь употребление слова «мать» в непристойном контексте. Выражения, обозначающие детородные органы, к «лае матерной» не относились.
Версий функции мата существует более десятка. Согласно одной из них, такие выражения появились еще в каменном веке, на рубеже перехода от матриархата к патриархату, и поначалу означали обладание мужчиной матерью рода.
По другой гипотезе, матерщина имела магическое значение и защитную функцию и называлась «песьим языком». Дело в том, что в славянской традиции собаки считались животными «загробного мира» и служили богине смерти Морене. Такой пес мог обернуться человеком, прийти в дом и навести сглаз или порчу.
Если жертва злой ведьмы чувствовала неладное и разоблачала злого беса, то она должна была произнести «волшебное» слово, то есть послать ворога по «матушке». После этого «сын Морены» оставлял человека в покое. Примечательно, но в сельской глубинке еще до конца XX века сохранялось поверье, что нецензурная брань отпугивает чертей.
Есть и еще одна версия, согласно которой мат рассматривается как признак бесовского поведения. То есть произносящий такие слова, даже если он делает это невольно, призывает темные силы и предает себя проклятию. Более того, оно ложится не только на него, но и на всех окружающих, а также на его детей и весь род.
Если окунуться в происхождение бранных слов у казахов, то, согласно утверждениям специалистов, на их формирование оказали влияние древнетюркские языки. У всех народов, на речь которых они воздействовали, существует множество сходных по произношению ругательных слов.
Казахстанский культуролог и общественный деятель Мурат Ауэзов утверждает, что «художественный, ритмичный, очень острый и бьющий прямо в цель» казахский мат является древней традицией и особенностью кочевников степи.
По словам Ауэзова, средневековые казахские батыры использовали мат в словесных поединках. Применялась ненормативная лексика и во время айтысов. Стараясь одержать победу, при помощи язвительных оскорблений оппоненты насмехались друг над другом.
Нецензурные слова, обозначающие детородные органы, встречаются в медицинских книгах на чагатайском языке и в старых наречиях огузов и кыпчаков. Позже, в связи с переселением на казахские земли других народов, в лексиконе кочевников появились и русские бранные слова.
Во всех мировых традиционных религиях сквернословие почитается за великий грех. Поэтому с приходом ислама в Великую степь и христианства на Русь нецензурные слова стали считаться проявлением безнравственности и бескультурья.
«Запрет на нецензурные выражения был введен с появлением христианства, так как православные священники хотели избавится от всего языческого. И хотя сейчас мат освобожден от всех древних толкований и пониманий, но он неизменно относится к разряду греховных дел, так как тематика всех этих слов ниже пояса», — говорит иерей Георгий (Рублинский).
По мнению священнослужителя, мат не стоит употреблять еще и потому, что он относится к категории слов, хулящих Бога. У апостола Иакова в его послании сказано, что не надо благословлять Бога и этими же устами его хулить.
«Ни для кого не секрет, что брань порицаема в любом обществе, в любое время и в любом месте. Несмотря на это, сквернословие распространено в нашем обществе. Само слово говорит за себя: произносить бранные выражения – это очень скверно. Наш Пророк Мухаммад говорит: «Кто уверовал в Аллаха и в Судный день, тот пусть говорит хорошее или молчит», — рассказывает доцент кафедры религиоведения, PhD ЕНУ им Л. Н. Гумилева Нурлан Кайрбеков.
Согласно исламу, каждый человек в ответе за то, что говорит, потому что все произнесенные слова записываются ангелами, и в Судном дне они могут использоваться на пользу человеку или же против него:
«два (ангела) писаря, сидящие на правой и на левой его сторонах, записывают (все праведные и грешные деяния)» (Сура Каф 17).
«Ислам призывает людей ко всему прекрасному и благому, порицая все пагубное и плохое. Посланник Аллаха сказал: «Верующий не порочит, не проклинает, не совершает ничего непристойного и не сквернословит» (Ат-Тирмизи). Ругань и нецензурная брань являются следствием агрессии, грубости и проявлением безнравственности. Ислам же всячески мотивирует человека к тому, чтобы он стремился стать обладателем благого нрава», — отмечает Нурлан Кайрбеков.
Согласно исследованиям некоторых ученых, в сквернословии таится огромная разрушительная сила. Например, есть данные, что в тех регионах, где население много сквернословит, совершается большее число тяжких преступлений.
Есть и вовсе удивительные предположения: так, некоторые изыскания утверждают, что матерщинники рано становятся импотентами или приобретают урологические заболевания.
Интересна гипотеза доктора биологических наук И. И. Белявского. Многие годы он занимался проблемой взаимосвязи между речью и сознанием человека и выяснил, что слова воздействует на гены. Плохие приближают болезни и старость, а хорошие продлевают молодость и улучшают здоровье.
С выводами Белявского согласен и доктор биологических наук, академик медико-технических наук П. П. Горяев. Опытным путем он установил, что произносимые человеком слова изменяют структуру воды, выстраивая ее молекулы в сложные цепочки и меняя ее свойства.
Человек, как известно, в среднем на 65% состоит из воды. При регулярном отрицательном воздействии нецензурных выражений происходит видоизменение генов, которые влияют не только на самого человека, но и на его потомство.
«Никакие слова менять гены, конечно, не могут, но я уже говорил, что мат является грехом. В Библии и Евангелии прямых цитат, запрещающих бранную лексику, нет, но там написано: «Не произносите никаких дурных слов, говорите лишь полезное для назидания, чтобы это приносило благодать слушающим. (Ефесянам 4:29). И еще: «Кто хочет любить жизнь и видеть добрые дни, тот удерживай свой язык от зла и свои уста от коварных речей» (1 Петра 3:10). Это, конечно, прежде всего о том, чтобы наши разговоры были наполнены смыслом ради назидания в вере наших близких. Но их можно употребить в качестве аргумента и против сквернословия, без которого прекрасно можно обойтись, стоит лишь включить интеллект», — уверен иерей Георгий.
Тем не менее современному человеку привычны различные неприличные жаргонизмы и нецензурная лексика. Топовые блогеры, популярные рэперы, да порой и политики используют мат как привлечение внимания к себе. Специалисты же считают, что брань в повседневной жизни и без необходимости — признак человека с низким уровнем интеллектуального развития и образованности.
«Мат всегда является показателем нездоровья человека, его психологического или физического дискомфорта. Однако он может быть и результатом плохого воспитания. То есть человек просто не умеет иначе излагать свои мысли в силу слабости мышления и скудности словарного запаса, а также потому, что мат является нормой окружения данного индивида», — утверждает психолог Городского перинатального центра Алматы Гульнара Дощанова.
Между тем многие считают, что в нецензурной брани ничего плохого нет. Мол, люди просто сбрасывают негативную энергию. Но есть и другое мнение, согласно которому язык не только отражает систему ценностей человека и общества в целом, но и воздействует на нее, подчиняя себе и определяя мировоззрение. В результате изменяется коллективное сознание, характер народа и даже ход исторических событий.
«Мы сейчас с вами живем в ситуации неопределенности, накал переживаний довольно серьезно повысился, и мат в современной обыденности стал нормой жизни. Непотребная лексика указывает на явную вульгаризацию общественных ценностей и на то, что в народе зашкаливает агрессия», — говорит психолог.
Автор: Наталья Овчинникова, АПН