В Алматы грандиозно, с размахом отметили 30-летний юбилей существования государственной валюты тенге. Обычно в этот день мощно проводят Конгресс финансистов Казахстана, ведь 15 ноября по совмещению еще и день финансиста. Так вот, в год 30-летия тенге на уже 11-м по порядку Конгрессе говорили о многом, включая такую основательную тему, как варианты обеспечения финансовой доступности для жителей и гостей Казахстана.
Высочайшего ранга участники Конгресса выясняли, какие есть методы обеспечения финансовой доступности, кто имеет с этого бонусы и какие есть в этом деле ограничения, нужны ли они вообще или все это напрасно и можно открыть все и вмя, и “пошла вода горячая”, как говорится…
В общении на важнейшую тематику участвовали посланники государственных организаций и финансовых контор. Они говорили насчет тех способов усиления безопасности в сфере финансов для простых казахстанцев, которые можпо предпринять в стране. Это включает и системное противодействие жульничеству и воровству денег в Сетях, и еще упрощение получения финуслуг, ведь когда они труднодоступны, обязательно как грибы после дождя вылезут различные “помогуны” и “проводники” в мир финансов (на самом деле- нет).
Ведущим ключевой сессии выпала честь стать Александру Терентьеву, начальнику Департамента по охране прав потребителей при Агентстве РК по регулированию и развитию финансового рынка. Он не только модерировал, но еще был одним из участников круглого столика.
Терентьев объяснил, что сам по себе термин “финансовая доступность” – это предоставление шанса на то, чтобы полномасштабно получать доступ к основным денежным услугам для всех людей страны. Это относится к обычным гражданам и гражданочкам, а также воротилам малого и среднего размера бизнеса.
Терентьев уверен на 100%, что в Республике Казахстана имеется очень высокий уровень доступности финансовых услуг. Но есть, как обычно, одна проблемка- в таких вот средних показателях не показали трудности, которые встают на пути у жильцов удаленных и слобонаселенных районов и аулов, где банки и другие финансовые организации не очень-то и хотят взять и открыть свои представительства и отделения. Среди других проблемок по части доступности финуслуг для целого списка групп населения (а это пожилые и люди с ограниченными возможностями) – недостаточная готовность финорганизаций к работе с ними.
Вот такая ситуация никак не красит ситуацию, а потому программа Агентства по регулированию и развитию финансового рынка написана и придумана так, чтобы прописать жестко и четко всяческие условности и свод четких законов и догм для финансового рынка. Только так, по версии Терентьева, все граждане нащего государства могли бы получать нужные и не очень финансовые услуги везде, хоть в далнком ауле с тремя домами посреди степи у железнодорожной линии, хоть в тесном мегаполисп типа Алматы. Также доступ к финуслугам не должен быть ограничен для людей с ограничением здоровья и низкими прибылями.
А что же такое эти самые финуслуги? О чем вообще речь? Такие вопрос хотел бы задать сейчас читатель, внимательно читающий этот текст. А мы, предвидя вопрос, отвечаем. Стандартный набор финансовых услуг – это страхование, кредитование, депозиты и разные платежные услуги. А среди целей, которые установили в АРРФР, значатся такие пунктики в сфере усиления доступа к финансовым услугам.
Это открытие возможностей к получению финансовых услуг в самых далеких аулах и на полустанках, организация такого механизма, чтобы не было прешрад для граждан и гражданок с ограниченными возможностями, пожилых и маломобильных граждан. А еще одна из головных болей Агентства – это повышение доступа к финансовым услугам для тех, кто по тем или иным причинам не зарабатывает хорошо, а получает очень мало. Также АРРФР работает над уширением доступности различных финансовых инструментов для индивидуальных предпринимателей, малого и среднего бизнеса и распространение разных примочек в сферу онлайн, чтобы люди могли, не покидая дом родной, что-то сделать со своими финансами. И тут еще один момент: уничтожение цифрового неравенства и повышение кибербезопасности тоже входят в план.
Итак, мы разобрались, что архиглавным пунтиком финансовой доступности является финансовая грамотность и защита прав потребителей финансовых услуг. Ведь правило таково, что если человек разбирается в финансаз хотя бв немножко, он быстро раскусит, что к чему, не даст себя обмишулить и еще и приумножит свои скромные заработки. Для того, чтобы грамотных становилось в больше и больше, Агентство по финансовому просвещению и защите прав потребителей финансовых услуг прикладывает все усилия для помощи людям в выборе финансовых услуг и продуктов, предотвращении информационных угроз и финансовых мошенничеств, а также оценке преимуществ и рисков отдельных финансовых продуктов и услуг.
По словам Терентьева, в современном качающемся мире такая ситуация, что финуслуги бегут в онлайн, и Казахстан – не просто не исключение, а еще и в каком-то смысле передовик этой темы. Ведь такова стратегия развития финансовой доступности в нашем государстве. Взаимосвязь элементарная: развитие финансовых технологий, включая системы онлайн-платежей, способствует доступности финансовых продуктов и услуг.
В любом деле хорощо бы иметь научный подход. И АРРФР делает это. Например, смотрит, какие исследования проводят профессиональные сообщества. Так вот, Global CIO разобрался, что оказывается Казахстан входит в топ-30 самых цифрово развитых стран мира. Международный рейтинг отображает наличие Казахстана на 51-м месте в Индексе развития информационно-коммуникационных технологий. К 2025 году правительство Казахстана планирует достичь топ-20 в рейтинге ООН по развитию электронного правительства, топ-50 в рейтинге электронной коммерции B2C (от бизнеса к потребителям) и топ-40 в рейтинге развития информационно-коммуникационных влияний.
И здесь Терентьев переходит к актуальной и животрепещущей теме финтех-рынка Казахстана. Эта тема настолько животрепещущая, что заставляет трепетать действительно все слои народонаселения и предпримательства.
Да, в реальностт Казахстан признан страной, где по сравнению с другими государствами Центрально-Азиатскими финтех развивается быстро и летит вперед в своем развитии. И опять-таки, финтех идет вперед вместе с доступностью интернета. По поручению Касым-Жомарта Токаева выделены деньги (суммарно 1,5 трлн тенге) для того, чтобы казвхстанские люди получилт широкополосный доступ ко Всемирной интернет-сети, работающей очень быстро, летающей со скоростью не менее 100 Мбит/с.
Да, все это классно, но если интернет летит очень быстро, то технологии интернет-мошенники летят и развиваются еще быстрее. Жулье начало пользоваться искусственным интеллектом раньше нас с вами, а теперь все боятся за подмену лица при видеоверификации. Поэтому-то государство и работает над созданием безопасности в невидимом, неощущаемом пространстве под названием интернет. Причем, в деле борьбы с киберзлом нужно и участие самих людей, а не только государства и белых программистов.
Терентьев напомнил, что программа «Цифровой Казахстан» стала базовым ключом для достижения высоких показателей в сфере противодействия злу, исзодящему в интернете. Более того, Правительство Казахстана делает очень много для обеспечения доступности финансовых услуг для малого и среднего бизнеса.
Сегодня банковские работники во всем Казахстане рассказывают и предлагают юрлицам множество цифровых услуг, упрощающих бизнес-процессы и позволяющих развивать свое дело активнее и шустрее. Для удержания стабильности финансовой системы в Казахстане действует Казахстанский фонд гарантирования депозитов, который обеспечивает возврат денег,лежащих на депозитах, обратно людям, если банк лопнул как мыльный пузырь или его владельцы не смогли достать наличку, чтобы выдать людям все и сразу.
Также в стране работает Фонд гарантирования страховых выплат, ведь это наиважнейший форт надежности страхового рынка, так как обороняет интересы клиентов страховых организаций. Одна из основных задач Казахстанского фонда социального страхования – это обеспечение финансовой инклюзии для лиц с инвалидностью. В рамках этой задачи функционирует специальная Рабочая группа, чтобы обеспечить равные возможности для всех граждан.