Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
499
+3.47
EUR
520
-0.93
RUB
4.85
-0.06

В Казахстане ожидается истощение природных ресурсов

1152

Недавно российская компания выиграла тендер на строительство Жанаозенского газоперерабатывающего завода.

Так, проект нового газоперерабатывающего завода страны будет финансироваться российским консорциумом, в состав которого входят пять компаний:
ООО «Научно-Исследовательский Проектный Институт нефти и газа «Петон», ООО «ПК Констракшн», ТОО «Петон Констракшн» , ТОО «Научно-Технический Центр «ЭнергоАвтоматизация», ООО «Петон Механизация».

Главный из них — «Петон Холдинг», российский EPC-подрядчик в сфере нефти и газа. EPC-подрядчик — это сочетание английских терминов «Engineering, Procurement and Construction». Такие подрядчики могут объединять в своем составе несколько фирм. Благодаря этому он является руководителем проекта от начальной стадии, то есть от проектирования до управления закупками, строительством, контролем его хода и реализации.

Сумма тендера составила 140,5 млрд тенге (около 290 млн долларов США).

По словам директора Energy Monitor Нурлана Жумагулова, в тендере по проекту ГПЗ участвовали еще два консорциума. Оба отечественные.

В первый консорциум вошли «Базис Констракшн», «НГСК КазСтройСервис», «Казахский институт нефти и газа». А во второй консорциум вошли ТОО «Нефтестройсервис ЛТД» и «Научно-исследовательский и проектный институт нефти и газа».

Оба имеют опыт работы в сложном строительстве. Есть и карманные инвесторы. Но не объяснили, чем они не угодили правительству.

«Весной 2023 года компания «Петон» представила оригинальные инвестиционные проекты строительства газоперерабатывающего завода в акимате Актюбинской области. Ее проекты предусматривали использование сырья Уриктауского месторождения в регионе и строительство нефтегазохимического комплекса по производству полимеров. При этом стоимость нового газоперерабатывающего завода оценивается в 1 млрд долларов, а стоимость проекта нефтегазохимического комплекса — 2 млрд долларов. Однако нынешний статус этих проектов, то есть будут ли они реализованы, неизвестен», — отмечает издание ссылаясь на мнение экспертов.

В технологическом инжиниринговом холдинге «Петон» пока не прокомментировали ситуацию. По данным официального сайта, за последние 30 лет холдинг реализовал более 170 проектов в России и СНГ. То есть, похоже, у него нет опыта работы за рубежом, в том числе в развитых странах. Насколько современным будет построенный им новый отечественный газоперерабатывающий завод? Более того, в рамках санкций Россия лишена передовых мировых технологий.

Нельзя сказать, что холдинг «Петон» имеет большой опыт. Строительство нефтеперерабатывающих заводов он начал в 1990 году. Коллектив не такой уж и большой, включая даже «дочек» предприятия. Их меньше, чем у «Базис Констракшн» (около 8,5 тыс.), конкурирующего с ним отечественного консорциума.

«Холдинг состоит из нескольких компаний с общей численностью 8 тысяч сотрудников. В их состав входят научный, производственный, управленческий персонал, а также специалисты снабженческих и проектных комплексов. «Петон» обладает необходимой квалификацией и ресурсами для реализации крупных проектов. является научно-исследовательским институтом», — говорится на сайте холдинга.

Однако неизвестно, какие технологии считаются лучшими и инновационными в мире. Представительства холдинга ограничены только Россией: офисы расположены в Москве, Уфе, Санкт-Петербурге, Оренбурге, Уренгое, Кондратьево, Свободном, Ростове-на-Дону.

Казахстанская нефть в Израиле: трубопровод в пустыне работает без перебоев

Следует отметить, что новый газоперерабатывающий завод в Жанаозене – проект, находящийся под непосредственным контролем президента. Касым-Жомарт Токаев сообщил о планах строительства еще в 2021 году. Этот проект стартовал в Жанаозене и вновь стал актуальным после январских событий в Алматы. На совещании 2022 года, посвященном урокам «кровавого января», глава государства поручил правительству ускорить строительство ГПЗ.

Правительство запланировало запустить новый завод в конце текущего года, общая стоимость которого составит 148 млрд тенге. Президент утвердил такой срок. Сейчас 2023 год подходит к концу. Строительство ГПЗ еще не началось. В настоящее время власти откладывают его ввод в эксплуатацию до 2026 года.

В любом случае потребность в этом направлении с каждым днем ​​становится все актуальнее. Единственным предприятием этой сферы в Казахстане является газоперерабатывающий завод в Жанаозене, работающий в непрерывном режиме с 1973 года. Эксперты говорят, что оборудование устарело, основные инструменты изношены на 90%, в связи с чем завод не может работать на полную мощность.

Если так будет продолжаться и дальше, неудивительно, что предприятие не сможет обеспечить потребности Западного Казахстана. Ведь известно, что более 90 процентов всех автомобилей в Мангистауской области перешли на газ.

По словам председателя правления АО «НК «QazaqGaz» Санжара Жаркешова, потребность в газе на внутреннем рынке полностью удовлетворена. Новое газовое месторождение Кашаган будет добывать 1 млрд кубометров в год. Также планируется запуск нового газового месторождения Анабай.

Но и в будущем мощности нового завода может оказаться недостаточно. За последние десять лет объем потребления газа на внутреннем рынке страны увеличился более чем в два раза — с 9 млрд до 21 млрд кубометров и продолжает увеличиваться. На расширенном заседании правительства президент предупредил, что в следующем году может возникнуть дефицит голубого топлива.

Более того, соседний Китай заинтересован в казахстанском газе и пытается получить намного больше, чем сейчас. В связи с этим 17 октября 2023 года в рамках официального визита главы государства Касым-Жомарта Токаева в КНР национальная компания QazaqGaz и PetroChina International Co. Ltd заключили соглашение о купле-продажи природного газа.

Как известно, новый контракт предусматривает гарантированный экспорт отечественного газа в Китай до 2026 года. По мнению сторон, торжественно подписанное в Китае соглашение поднимет сотрудничество по поставкам казахстанского газа восточному соседу на «новый эффективный уровень». При этом не сообщалось, по какой цене Казахстан будет продавать это сырье Китаю.

В течение 2023 года глава QazaqGaz провел ряд переговоров с руководителями Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC), PetroChina International и TapLine. Китайская делегация, прибывшая в столицу в связи с этим вопросом, также была принята руководством страны. В ходе переговоров обсуждались условия и перспективы нового экспортного контракта с КНР.

Пекин этим не ограничился. Глава QazaqGaz Санжар Жаркешов и президент китайской нефтяной корпорации Geo-Jade Дай Сяопин подписали еще одно шокирующее соглашение. По его данным, китайцы вместе с казахами будут разрабатывать Придорожное газовое месторождение в Казахстане. Проектные работы начнутся в 2024 году.

Месторождение Придорожное расположено в Созакском районе Туркестанской области. Как подтвердила Госкомиссия, на этом месторождении запасы газа составляют более 16,5 млрд кубометров газа на глубинах 1 450 и 2 600 метров. В ходе более глубокой разведки могут быть открыты пласты еще более крупных запасов.

По данным «Энергетического монитора», у китайской Geo-Jade есть и другие нефтяные месторождения в стране: она добывает 840 тыс. т нефти в год на месторождениях Кожан, Матен, Созак. Это 1% от всего черного золота, которое ежегодно добывают на казахстанской земле. Китайская компания увеличит свои активы в казахстанской стране посредством нового соглашения.

Однако сырье в Казахстане может быть доступно не всем инвесторам.

Министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев заявил, что из-за сложностей с геологоразведкой, то есть из-за неразвитости отрасли и отсутствия инвестиций, ожидается, что обнаруженные запасы подземных сокровищ резко сократятся. По словам министра, расходы государства на геологию находятся на очень низком уровне: всего около 8 долларов на гектар.

«Нам необходимо приложить максимум усилий к геологоразведке. Потому что нынешние запасы полезных ископаемых сократились настолько, что через 5-10 лет ресурсы в Казахстане начнут резко сокращаться», — предупредил министр Шарлапаев.

На этом фоне ряд экспертов стали предлагать правительству ограничить перевод автомобилей казахстанцев на газ.

Переводные статьи могут не отражать позицию редакции 365info и публикуются с целью повышения информированности наших читателей

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter