Известный историк Радик Темиргалиев рассказал о тайных страницах в истории Казахстана.
На своем телеграм-канале ученый опубликовал интересную заметку:
Все, кто добросовестно изучал Историю Казахстана в школе и вузе, знают, что формально суверенным государством с правом свободного выхода из СССР Казахстан стал 5 декабря 1936 г. Но в учебниках никогда не рассказывается о том, что этому предшествовало.
Киргизская (Казахская) АССР стала первой советской национальной республикой в Центральной Азии, образованной еще в 1920 г.
Остальные местные народы, в том числе и часть казахов, вошли в состав Туркестанской АССР.
Естественно, что казахское республиканское руководство было весьма недовольно, когда в 1924 г. в ходе национально-территориального размежевания, а также присоединения Бухары и Хорезма, были созданы Узбекская ССР и Туркменская ССР, сразу же получившие статус союзных и суверенных республик с правом выхода из СССР. Казахская АССР при этом осталась в составе РСФСР.
Казахские большевики стали настойчиво добиваться статуса союзной республики для Казахстана
Лидеры всех жестоко враждовавших между собой группировок продемонстрировали в этом вопросе полное единодушие.
Мендешев, Джангильдин, Ходжанов, Рыскулов, Садвакасов, Жургенев, Курамысов, Асфендиаров и многие другие так или иначе внесли свою лепту в эту борьбу. Естественно, эту идею горячо поддерживали и бывшие алашевцы, но они были оттеснены на вторые-третьи роли и не имели возможности влиять по официальным каналам.
26 сентября 1924 г. Пленум Киробкома постановил:
«Считать, что КАССР в новых границах, как по значительности территории, так и по количеству населения, а также по экономическому и политическому значению (смежное с Китаем расположение) нисколько не уступает другим средне-азиатским национальным республикам и должна наравне с последним войти в состав СССР, как независимая республика, на договорных началах».
29 сентября 1924 г. этот пункт был продублирован также в постановлении 3-ей Сессии КирЦИК. Кроме того, это предложение было озвучено в ходе различных выступлений и письменных обращений «националов».
Естественно, что
Центр не мог быть доволен подобной инициативой «снизу»
11 октября 1924 г. было принято Постановление Политбюро ЦК РКП (б), где, в частности, говорилось:
«Не возражать в принципе против вхождения Кирреспублики на договорных началах в СССР, считать необходимым отложить практическое проведение этого решения впредь до выяснения опыта работы Кирреспублики на новых началах и в новых границах, и предложить Киробкому провести через советские органы Кирреспублики соответствующее постановление. Предложить Киробкому воспрепятствовать дальнейшему обсуждению вопроса как в партийных органах, так и беспартийных массах.
Считая абсолютно недопустимым перенесение этого вопроса на обсуждение и решение по советской линии без предварительного решения ЦК РКП, просить ЦКК расследовать, каким образом делу было дано направление по советской линии, и привлечь виновных к ответственности за нарушение партийной дисциплины».
Не надо быть искушенным бюрократом, чтобы понять смысл этого постановления. Центр создавал Узбекскую ССР и Туркменскую ССР вместо ликвидированных, ранее независимых Бухарской и Хорезмской республик.
Чтобы международная общественность не упрекала большевиков в аннексии, новые республики «добровольно» входили в СССР «на договорных началах»
Предоставление формального суверенитета Казахстану в планы союзного руководства в принципе не входило.
Каких-то серьезных последствий в тот период это дело для казахских большевиков не имело, но впоследствии, во время репрессий 1937-1938 гг. в числе обвинений им инкриминировали и «казахский сепаратизм».
«Национал-уклонистские элементы – садвакасовцы, ходжановцы, рыскуловцы, мендешевцы, – пытались без ведома ЦК нашей партии объявить Казахстан союзной республикой… Садвакасовцы, ходжановцы, мендешевцы, рыскуловцы объявление Казахстана союзной республикой хотели использовать для отделения Казахстана от великого Советского Союза. В этом они встретили горячее сочувствие и поддержку со стороны алашордынцев», – писал И. Кабулов в 1937 г. в статье «От Советской автономной – к Советской союзной». Сам автор, кстати, спустя несколько месяцев также стал жертвой репрессий и был расстрелян.
Изначально абсурдные обвинения получили соответствующее развитие в последующей историографии. Г.Т. Тайманов в изданной в 1956 г. книге «Развитие советской государственности в Казахстане», не называя имен, писал:
«Казахские националисты (впоследствии разоблаченные как ярые алаш-ордынцы и враги трудящихся)… предъявили требования, носящие явно авантюристический характер. Например, они требовали создания «великого Казахстана от Алтая до Волги, от Бухарских степей до Сибири». Они настаивали на присоединении к Казахстану земель, которые не были казахскими, как, например, Самаркандской, Ленинабадской, Ташкентской областей и города Ташкента».
Но вскоре большинство казахов-большевиков было реабилитировано, и
этот исторический эпизод последующие советские исследователи старались просто не упоминать
В рамках господствующей идеологии ему было сложно дать приемлемую интерпретацию.
По инерции такое положение дел сохраняется и сегодня. Хотя такие факты, во-первых, делают отечественную историю просто интереснее, а во-вторых, показывают сложность прошлого, где мало места для черных и белых тонов».
Токаев против олигархов и политический кризис в Казахстане 1999-2001 годов