8 сентября в мире отмечается международный день грамотности, учрежденный ЮНЕСКО. Кажется, в XXI веке грамотность – нечто само собой разумеющееся. На самом деле, проблема безграмотности по-прежнему актуальна – и для Казахстана в том числе.
Международной день грамотности был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности, которая годом ранее прошла в Тегеране. Тогда же был утвержден план мероприятий по сокращению количества безграмотных людей и создано несколько премий, которые вручаются за выдающиеся успехи в борьбе с неграмотностью.
На момент учреждения праздника почти 50% землян не умели читать и писать. Это более полутора миллиарда человек. За прошедшие годы путем создания доступного образования даже в самых отдаленных уголках планеты удалось добиться больших успехов. И все же на сегодня, по сведениям ЮНЕСКО, проблемы в области грамотности являются актуальными для 773 млн взрослых людей.
Из них 102 млн — это молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет. 617 млн подростков не достигают минимальных уровней владения чтением и счетом, а 267 млн детей и вовсе не посещают школу. Основными факторами отсутствия образования являются нехватка школ и преподавателей, войны и жизненный уклад, который запрещает учиться определенным слоям населения, например девочкам и женщинам.
Несмотря на то, что Казахстан наряду с еще несколькими странами по грамотности населения занимает третье место в мире (99,8% грамотных), в отечественной системе образования существуют серьезные проблемы.
Например, в прошлом учебном году дефицит образовательных учреждений составил 270 тысяч (!) ученических мест, при этом 143 школы работали в три смены.
Не менее остро стоит и вопрос с педагогами. Согласно статистике, нехватка учителей составляет порядка четырех тысяч человек. Сохраняется видимый разрыв в уровне преподавания между городами и селами. Актуальна и проблема доступа к цифровым устройствам, а также скорости интернет-соединения.
По этим причинам хромает и качество самого образования. Так, по результатам международных исследований, уровень знаний наших школьников отстает от среднего показателя стран ОЭСР.
По последним результатам тестирования PISA, казахстанские школьники занимают 69-е место из 79 с низким уровнем математической грамотности, неконкурентоспособными результатами по естественным наукам и удручающими навыками чтения и понимания прочитанного. Антилидерами в этом спектре являются Мангистауская, Атырауская и Кызылординская области.
На территории современного Казахстана образование появилось вместе с исламом примерно в X веке. Научиться читать и писать можно было в медресе. Считается, что первые из них начали функционировать в Хорасане и Мавераннахре, в состав которого входил Туркестан.
В христианских странах образование тоже было напрямую связано с деятельностью церквей и монастырей. К примеру, на Руси первые учебные заведения появились именно при монастырях после крещения государства. Европа обязана богословам и монашеским орденам появлением первых университетов – будь то Сорбонна, Кембридж и другие из старейших.
Очевидно, со временем грамотность перестала восприниматься исключительно как средство для погружения в священные тексты, однако образовательные учреждения при храмах – медресе, церковно-приходские школы и прочие, — долгое время оставались единственным источником массового образования.
Изначально грамотностью называлось умение просто читать и писать на родном языке, но в реалиях современной жизни это понятие получило более широкое значение. Сейчас образованным человеком можно назвать того, кто обладает знаниями в разных сферах жизни.
«Думаю здесь также стоит акцентировать внимание на способности выражать свои мысли, формировать желания, чтобы человек мог понять, чего он хочет и каких целей ему необходимо достичь.
Грамотный человек — это знающий и результативный лидер, умеющий коммуницировать с другими людьми. Именно такой человек способен достичь карьерных высот в своем ремесле», — считает преподаватель русского языка и литературы Еркебулан Улыкбеков.
Несмотря на высочайшие показатель грамотности на бумаге, казахстанцы грешат ошибками и в письме, и в устной речи. Признайтесь честно, кто из вас не поздравлял друга фразой: «С днем рождением», тогда как правильно будет сказать, конечно же, «с днем рождения». Слова: ихний, будующий и ложить частенько можно услышать в разговоре прохожих или коллег. А извечная путаница слов – «надеть» и «одеть» наверняка не раз вводила вас в ступор.
Казахоязычное население тоже допускает немало ошибок, причем в самых, казалось бы, распространенных словах. Например, многие говорят не «сәлеметсіз бе», а «сәлеметсіз ба». Как и у русских, не все в порядке у казахов и с пресловутым днем рождения. Многие называют торжество «туылған күн», тогда как надо «туған күн». Даже такое простое слово, как «иә», многие пишут с ошибкой, например — «ия», «йа», «йя» или «я».
«Это действительно важный праздник, и как современный человек я могу сказать, что сегодня недостаточно просто окончить ВУЗ и получить диплом. Нет, если ты хочешь больших результатов, соответственно ты должен быть не просто грамотным, а эффективным и компетентным во многих вопросах», — говорит Еркебулан Улыкбеков.
Автор: Наталья Овчинникова, АПН