Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
444
0.00
EUR
476
0.00
RUB
4.82
0.00

Культура в упадке: театрам необходима поддержка государства

155

— Ходят слухи, что здание театра закроют на ремонт…

— Театр не закрывается на капремонт. Сейчас готовится проектно-сметная документация. Мы провели исследование и передали на государственную экспертизу, на данный момент проводится проверка. Результаты объявят 27 сентября. Затем будет определено, сколько средств выделят из бюджета. Согласно плану, капитальный ремонт начнется в январе 2024 года. По правилам эта работа длится один год. Мы работали интенсивно и завершили его за семь месяцев, в июле.

— Сколько новых спектаклей будет в новом сезоне?

— На 2023 год запланировано три новых спектакля, два из которых мы поставили в первом полугодии. В частности, публике были представлены «Знак Кассандры» и «Енлик-Кебек». Премьера третьего нового спектакля – «Вихрь» состоялась 8 сентября. Кроме того, мы представили спектакли «Отец души», «Продай мужа» и «Голос» как собственные творческие работы за счет своих средств.

— Сейчас в стране за публикой последовали и артисты, и СМИ. Они подают то, что нравится людям. Но мы считаем, что «театр должен воспитывать народ». При выборе спектакля, вы в первую очередь смотрите на этот фактор или учитываете спрос?

— Необходимо всесторонне отслеживать все эти вопросы. Но та система планирования, которая у нас есть, отрицательно влияет на нашу работу. Например, бюджет рассчитан на три года. Поэтому нам приходится добиваться того результата, который нужен именно сейчас, не исходя из бюджета, а исходя из собственных финансов. Три упомянутых выше спектакля мы поставили при поддержке министерства. Если мы хотим поставить новый спектакль, который понравится зрителям, если актеры хотят выйти на сцену, мы должны делать это на свои деньги. Например, наши оригинальные работы «Папа души» и «Продай мужа» созданы по заказу зрителей. А сейчас мы пытаемся строить классические, масштабные работы, но пока бюджет не позволяет.

— Сейчас много желающих посещать театр. Бывают ли у вас пустые залы?

«Бывают такие моменты. Например, упомянутая «Знак Кассандры» — последний роман Чингиза Айтматова. Философская мысль, развитие сюжета тяготят человеческий разум. Другими словами, это другой мир, отделяющий нас от нашей повседневной жизни. Правда, зрители поначалу немного испугались такого спектакля. Поэтому во время раскрутки и рекламы нам пришлось потрудиться. Мы не имеем права делать постановки, если они не по вкусу людям.

Одна из наших главных целей — продвинуть мировые шедевры, привлечь внимание общественности, донести такие важные вещи до молодежи, которая не читает книги, не задумывается об истории или будущем. Мы работаем в этом направлении.

Трудности перевода: качество казахского дубляжа низкое, куда смотрит Оралов?

— Какие спектакли интересуют казахстанских зрителей?

— Проводятся специальные исследования, чтобы выяснить, какой спектакль интересен аудитории. Но никто не может сказать, что определенная постановка будет иметь успех. Потому что новых зрителей у нас больше, чем постоянных. Если говорить о нашей театральной публике, то 50% — местные жители, еще 50% — гости мегаполиса. Для примера возьмем спектакль «Одна свадьба для пяти холостяков», очень простой сюжет, напоминающий о детстве и жизни в деревне. Невозможно найти ответ на вопрос, почему на этот спектакль приходит так много зрителей. Его любят интеллигенция, студенты, простые люди.

— Раньше, когда в театр приходило мало людей, студентам раздавали билеты и отправляли на спектакль. Хотя в то время это казалось принуждением. Как бы там ни было, это заставило многих молодых людей заинтересоваться искусством. Приглашаете ли вы сейчас студентов?

— Некоторые критиковали, что мы приглашали студентов и солдат. Однако я считал это добрым делом. Может быть, в тот момент у людей не было возможности посещать театр, поэтому мы прибегали к такому шагу. Сейчас все по-другому, билеты продаются онлайн. Кроме того, в целях воспитания молодежи мы планируем заключать договоры с университетами. Пока что эта идея на стадии обсуждения,.

— Раньше в зале был отдельный ряд для журналистов, сейчас его убрали. Почему?

— Тогда была система пригласительных, с пригласительными приходили журналисты, родственники, знакомые актеров. Уже как три года эта система не используется. Ничего не дается бесплатно. Теперь мы будем допускать журналистов на первый день премьеры по аккредитации.

— Что касается ремонтных работ, если вы получите новое технологическое оборудование, поможет ли оно вам улучшить постановки?

— На первый взгляд кажется, что наш театр не утратил своего великолепия и по-прежнему сохраняет свою красоту. На самом деле технологии в театре устарели, сейчас у нас на сцене 12 платформ, они поднимаются, опускаются, вращаются с тремя разными скоростями. Все это требует обновления, так работает уже 43 года. К тому же сейчас нужных деталей к ним не найти, да и изготовить их невозможно. Таких театров, как наш, в мире всего два — в Алматы и Перми (Россия). Наша сцена очень широкая и глубокая. Это был лучший театр, основанный на новых технологиях, в 80-х годах прошлого века. Поэтому заменить старый на новый невозможно. Можно сказать, что техническая сторона театра висит на соплях. Если во время спектакля на сцене что-то пойдет не так, выйти из этой ситуации невозможно. Мы готовимся заранее.

Более того, это здание считается памятником культуры, здесь ничего нельзя изменить, разрешена только реконструкция. Например, в большом фойе, куда приходят зрители, висит великолепная люстра. Длина – 20, ширина – 5 метров. В то время ее делали на заказ в Европе, такой люстры сегодня нигде нет. Мы нашли ту компанию, авторов той люстры, поговорили, они собирались реставрировать люстру, и заключили договор с нами.

— Если по плану здание закроют на ремонт в январе следующего года, куда отправится коллектив театра?

— Согласно соглашению с Министерством культуры, ремонтные работы театра продлятся два года. Мы хотим арендовать офис и использовать здания других театров Алматы. У нас есть меморандум с руководителями этих театров, мы будем ставить по одному спектаклю в неделю в каждом театре. В остальное время планируется гастролировать по стране и выступать в областных центрах в формате «100-летия театра».

Предстоящий капитальный ремонт станет для театра очень трудным периодом. Мы надеемся преодолеть этот период вместе с командой столько, сколько потребуется. Это самый трудный период для актера, потому что жизнь актера – это не выступления каждый вечер на сцене, а жизнь актера – поиск. Он знакомится с персонажем, которого взял на себя, и усердно работает, чтобы сыграть его идеально. Наша команда вот-вот временно завершит столь трудный и счастливый период. Но мы поедем на гастроли, не откажемся от другой работы.

— Лет десять назад в театре залы были полупустые, а сейчас попасть сложно — все биле распроданы буквально за неделю до спектакля. По вашему, в чем причина повышения интереса людей к театру за столь короткое время?

— Самое главное то, что улучшилось социальное положение людей. Сытый желудок ищет духовной пищи. Сегодня не только театры, но и музеи, библиотеки и кинотеатры посещает множество людей. Даже футбольные матчи наблюдают тысячи болельщиков. Все это является признаком того, что социальная ситуация в стране улучшается и молодежь получает образование в правильном направлении. Возрос и профессиональный уровень казахского искусства. Режиссер и наши актеры достигли вершины профессионализма.

Цель этого искусства заключается в создании на сцене живой жизни человеческого духа и в отражении этой жизни в художественной сценической форме. Человек, пришедший в театр, должен уходить оттуда духовно и культурно обогащенным. Театр принадлежит народу и зрителю. Если зрители не устают приходить в театр, то и мы не устаем с нашей работы.

Переводные статьи могут не отражать позицию редакции 365info и публикуются с целью повышения информированности наших читателей

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter