Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
496
-2.06
EUR
523
-2.87
RUB
4.94
-0.03

Горе вторжения: поражение России – это победа Казахстана?

4475

Вот что пишет издание:

Казахстан косит сено, пока светит солнце

«После вторжения России в Украину многонациональные компании, работающие в Российской Федерации, были вынуждены пересмотреть свои связи с Россией. Некоторые изначально решили свернуть свои инвестиции, закрыть магазины и приостановить свою деятельность. Другие решили полностью покинуть страну. По данным Йельского университета, по состоянию на 15 июня этого года из России ушли 546 фирм.

Однако перемещение бизнеса из такой страны, как Россия, оказалось колоссальной задачей, сопряженной с бюрократическими препонами и серьезными финансовыми потерями. Вот почему

некоторые компании решают остаться в регионе — предпочтительно в стране, откуда они могут получить доступ к огромному неосвоенному рынку Центральной Азии

Осознав эту возможность, крупнейшая страна Центральной Азии — Казахстан — решила косить сено, пока светит солнце.

В центре Евразии

Глядя на карту Евразийского континента, можно увидеть, что Казахстан находится в самом его центре. Он не только имеет общую границу с Россией протяженностью 7 644 км, но и граничит на востоке с Китаем, а на юге — с Кыргызстаном, Узбекистаном, Аральским морем, а на юго-западе — с Туркменистаном и Каспийским морем.

Страны Центральной Азии предлагают большие неиспользованные рынки, и среди бывших советских республик обычно считается, что они представляют относительно низкий геополитический риск. Западные и многонациональные компании, переводящие бизнес в Среднюю Азию, идут рука об руку с беспрецедентным прошлогодним притоком российских мигрантов в такие страны, как Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан, что является непредвиденным исходом войны.

Волны миграции из России

Первая волна миграции — сразу после вторжения — привела в регион квалифицированных российских инженеров и ИТ-специалистов.

Вторая волна пришла после объявления Владимиром Путиным о мобилизации резервистов и привела в регион россиян из разных социальных слоев. К концу октября 2022 года, по казахстанским оценкам, общее число россиян, въезжающих в страну, приближается к полумиллиону человек. Неясно, сколько из них решили остаться в стране, а сколько переехали во второстепенные или третичные места.

Как Россия вербует контрактников по всему СНГ?

Точно так же власти Кыргызстана заявили, что с января по сентябрь 2022 года в страну прибыло 184 000 россиян, а МВД Узбекистана сообщило, что за первые девять месяцев 2022 года в Узбекистан прибыло около 395 000 граждан России. Обе волны увеличили внутреннее потребление, особенно в секторах, обслуживающих этих мигрантов, таких как жилье и рестораны.

Правительства стран Центральной Азии быстро почувствовали возможность извлечь экономические выгоды из притока квалифицированных рабочих. Казахстан предложил иностранцам, работающим в расширяющемся промышленном парке в Астане, пятилетние визы и обширные налоговые льготы. Узбекистан принял новую политику предоставления иностранным ИТ-специалистам и членам их семей специальной трехлетней рабочей визы.

Кыргызстан также выступил с инициативами по привлечению российских эмигрантов в целях развития своей ИТ-индустрии. Помимо рабочей силы, Центральная Азия также получает выгоду от перемещения международных фирм с российского рынка.

По состоянию на 2022 год в регионе работает около 600 американских компаний с инвестициями в среднем 45 миллиардов долларов. Одно недавнее углубленное исследование, проведенное Европейским банком реконструкции и развития, показало, что уход корпораций из России дал региону экономический подъем. Ожидается, что экономика региона вырастет не менее чем на 5,2 процента в этом году и на 5,4 процента в 2024 году.

Слабые места Казахстана

Поскольку геополитические потрясения обычно обнажают отношения одной страны с другой, война на Украине выявила уязвимость Казахстана перед российской экономикой.

За первые две недели конфликта казахстанская валюта, тенге, потеряла 20 процентов своей стоимости по отношению к доллару

Вторжение в Украину серьезно повлияло на цепочки поставок в Казахстане, который считает и Россию, и Украину торговыми партнерами. Нарушение цепочек поставок привело к задержкам в производственном секторе Казахстана и вызвало резкое падение в марте 2022 года. Однако, несмотря на эти проблемы, сектор восстановился в августе 2022 года, что свидетельствует о том, что компании смогли перенастроить свои цепочки поставок. Национальная валюта также восстановилась.

Рост экспорта после войны

Российское вторжение в Украину положительно сказалось на стоимости казахстанского экспорта. С января по сентябрь 2022 года экспорт из Казахстана составил 65,8 миллиарда долларов, что на 47,5 процента больше, чем за аналогичный период 2021 года. Во многом это объясняется ростом цен на сырьевые товары. Санкции, наложенные на Россию, привели к тому, что компании переместились в соседние страны, что позволило им защитить свой экспортно-импортный бизнес и получать платежи в иностранной валюте. В Казахстане это нашло отражение в росте прямых иностранных инвестиций на 18 процентов в первые месяцы 2022 года. Российские мигранты способствовали росту торговли услугами в регионе, включая авиаперевозки, гостиничное питание и банковские услуги. Экспорт услуг Казахстана в Россию за первые девять месяцев 2022 года увеличился на 75 процентов в годовом исчислении.

Фактор Токаева в военное время

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, опытный дипломат, свободно владеющий китайским и английским языками, а также немного французским языком, умеет читать по кофейной гуще. Его страна, долгое время связанная с Россией через Евразийский экономический союз и Организацию договора о коллективной безопасности, теперь обращается к западным технологиям, опыту и ноу-хау. Новый фондовый рынок Астаны (AIX) в основном представляет собой оборудование Nasdaq, а его юридическая структура основана на английском праве и правилах финансового рынка за пределами Лондона. Он добился значительных успехов в привлечении большего количества международного бизнеса и инвестиций, пересмотрев практически все аспекты ведения бизнеса в стране в попытке облегчить и увеличить прямые иностранные инвестиции, включая проведение различных реформ и политик для стимулирования ненефтяных секторов, поощрения иностранных инвестиций. и частное предпринимательство, такое как особые экономические зоны и индустриальные парки, которые предлагают привлекательные стимулы для бизнеса, стимулируя инновации и технологические достижения.

Приток инвестиций в военное время

Недавно Казахстан занял первое место по чистым прямым иностранным инвестициям (ПИИ) среди 32 развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, чей приток в прошлом году вырос на 6 процентов до 20 миллиардов долларов. За ним следуют Эфиопия, Узбекистан, Монголия и Уганда. Также она заняла первое место с самым высоким показателем, зафиксированным среди постсоветских стран за последние пять лет. Валовые прямые иностранные инвестиции (ПИИ) страны достигли 28 миллиардов долларов в 2022 году, что является рекордным показателем за последние десять лет, при этом крупнейшими странами-инвесторами являются

  • Нидерланды с 8,3 миллиардами долларов;
  • США — 5,1 миллиарда долларов;
  • Швейцария, 2,8 миллиарда долларов;
  • Бельгия — 1,6 млрд долларов;
  • Китай, 1,4 миллиарда долларов; а также
  • Россия и Южная Корея по 1,5 миллиарда долларов каждая.

Официальные лица Европейского Союза также совершили серию визитов в Казахстан, в том числе визит в октябре 2022 года президента Европейского совета Шарля Мишеля и визит в ноябре 2022 года Верховного представителя ЕС по иностранным делам Жозепа Бореля, в ходе которых обсуждались трансграничные вопросы. Каспийский международный транспортный маршрут. Возобновление внимания ЕС к Казахстану совпадает с продолжающимся энергетическим кризисом ЕС и попытками диверсифицировать своих поставщиков энергии.

Чем талибы опасны для Казахстана?

Для некоторых центральноазиатских государств война на Украине представляет собой решающий поворотный момент в региональном балансе сил. Хотя внешняя политика Казахстана продолжает идти по натянутому канату, несомненно, есть ощутимый акцент на снижении зависимости страны от России при одновременном укреплении ее связей с Западом, Турцией и странами Персидского залива.

Россия теряет влияние

Ясно одно: Россия теряет свое влияние в Центральной Азии, а управляемые Москвой организации, такие как Евразийский экономический союз и ОДКБ, вероятно, станут еще более непривлекательными для центральноазиатских лидеров, если не музейными экспонатами. Региональные политические перестановки уже заметны как в отношениях с внешними силами, так и в динамике внутрирегионального сотрудничества. Не менее важным для региона и для будущего Казахстана как такового является продолжающееся «разъединение» между Китаем и Западом и поиск Астаной нового равновесия.

Многочисленные военные, политические, экономические и культурные связи между Россией и Центральной Азией, сложившиеся за последнее столетие или около того, не исчезнут в одночасье.

Но открытое неодобрение действий Москвы на Украине, тем не менее, показывает, что государства Центральной Азии больше не являются сателлитами Москвы».

Об авторе

Харун Карчич — журналист и политический аналитик, освещающий ситуацию на Балканах и в Турции. За последнее десятилетие он написал множество статей об исламе и иностранном влиянии в регионе, включая саудовское, иранское, турецкое, а в последнее время — китайское и российское.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter