По проекту «Гостевая семья» десятки подростков провели почти месяц в казахских семьях.
Русскоязычные подростки из Восточно-Казахстанской области провели 20 дней в казахских семьях Катон-Карагайского района. Целью проекта «Гостевая семья» было погружение в языковую среду для ознакомления с живым казахским языком и традиционной культурой.
Как пишет YK-news.kz, идея отправить слабоговорящих по-казахски детей в районы для изучения разговорного казахского языка впервые прозвучала зимой из уст бывшего тогда в должности акима ВКО Даниала Ахметова.
Первоначально существовали сомнения в его успешности. Ведь ребятам, обучающимся на русском языке, предстояло ехать в отдаленный район, где даже телефонная связь иногда ловит с перебоями. Но по мере того, как решались организационные вопросы, сомнения отпадали. Желание отправить своих детей в казахскую деревню для изучения государственного языка изъявили 67 семей. Принять гостей из города захотели 32 семьи. И когда наступили долгожданные каникулы, дети поехали в Катон-Карагай, Берель и Урыль.
Принимающей стороной выступили прежде всего педагоги сельских школ. Ведь обязательным условием было умение найти общий язык с детьми и научить их не только говорить по-казахски, но и любить и уважать родной край, о котором городские дети знают иногда только по книжкам.
«В рамках проекта «Гостевая семья» мы приняли в нашу семью двух девочек из города Алтая, — рассказывает учитель географии средней школы имени Сейтқамзы Ластаева села Катон-Карагай Анар Мергазина. — Целью проекта было обучение детей практическому казахскому языку с погружением в языковую среду. Проект охватывал 17 модулей и длился с 10 по 30 июня. Уроки проходили не за партой. Это было в свободной среде, например на природе, в спортзале, во время похода в поселки Берель, Чингистай, Енбек, Жанаулги».
Сами дети тоже в полном восторге от своей необычной летней школы.
«Мы очень благодарны нашей семье Мергазиных, что она нас приняла очень хорошо, — делится впечатлениями Ксения Кудашова. — Были очень интересные игры, мы много ездили. Я первый раз на коне покаталась».
В семье Борисовых подрастают два сына. Старший — пятиклассник, стал одним из самых младших участников проекта. Младший с завистью ждал его дома. Ведь возраст участников был ограничен 12 — 14 годами.
«Когда я услышала об этом проекте, подала заявки на двоих детей. Но младший у нас еще не попал в эту программу. По вечерам ребенок звонил и рассказывал эмоции за день, что он прожил, чем занимался. Эмоций — море. Наши дети называли родителей семьи, где жили, по-казахски «мама, папа». Значит, какое отношение у ребенка к семье, которая его приняла? Как к своим детям они относились.
Конечно, еще будем участвовать. Это же язык и культура. Дети такой опыт колоссальный получили. С семьей, где сын был, собираемся поддерживать отношения. Хотя расстояния большие, надеемся, что съездим в гости, познакомимся с глазу на глаз, отблагодарим. Ребенок говорит: «Мама, я хочу еще съездить!» И принимающая сторона — бабушка, дедушка, родители говорят: «Приезжай на следующий год!» — вспоминает Юлия.
Юлин сын щеголяет сейчас в новенькой тюбетейке с золотым узором. Несмотря на усталость после дороги, ребята не спешат расставаться. Они наперебой делятся впечатлениями, передают через приветы своим новым друзьям, оставшимся в Катон-Карагайском районе:
«Все очень классно! Мы посещали разные экскурсии, познавали казахскую культуру. Ездили на Берельские курганы. Дискотеки были».
«У меня в Берели была самая лучшая семья в мире! Ерасыл — лучший отец!»
«Дарига, я жду тебя! Мы к вам еще приедем!»
Дети охотно делятся впечатлениями и теми казахскими словами, которые успели узнать. В их словарном запасе соседствуют «мұражай» (музей) и «Мен сені сүйемін!» (Я тебя люблю!). Последнее ярче всего свидетельствует об обстановке, в которой они провели свои необыкновенные каникулы. На футболке и брюках одного из участников программы цветные отпечатки ладоней, номера телефонов и подписи его новых друзей. Мальчик с гордостью демонстрирует свой необычно украшенный наряд.
Одним из самых ярких впечатлений для многих оказалось отсутствие в селе интернета. Но даже при этом скучать не приходилось. Во время необычных каникул городские ребята учились валять войлок и делать казахские национальные ковры, готовить, играть на домбре и петь казахские песни. Вернувшиеся дети в один голос признаются, что не хотели уезжать. Всех покорили удивительная природа Катона и теплое казахское гостеприимство. Они уже строят планы на будущий год и просят, чтобы в проекте имели право участвовать ребята до 16 лет. И родители признают, что главный результат проекта — это не только изучение языка. Между собой подружились почти сто семей.