Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка готовит проект, предусматривающий обязывать банки указывать процентную ставку в рекламе своих кредитов и депозитов. Подробные разъяснения по поводу этого дал изданию El.kz экономист Максат Халык.
Согласно новым правилам, теперь в рекламах банка должны быть указаны данные о процентной ставке по кредиту, штрафах, возможностях взыскания денежных средств, находящихся на банковских счетах заемщика, передаче долга в коллекторское агентство для досудебного взыскания и иные сведения.
Кроме того, в проекте постановление указано, что коллекторы имеют право звонить только в будние дни с 8:00 до 21:00. В целом допускается не более одного телефонного разговора и не более трех звонков в день.
«Самым важным здесь является, это указание процентной ставки. Так как банки часто говорят, что ставка начинается с 27 процентов. А эффективная годовая процентная ставка указывается маленьким шрифтом. По закону, банки второго уровня могут поднять ее до 56%. И когда клиенты ведутся на рекламу, они берут кредиты под высокие проценты», — говорит Максат Халык.
То есть при обращении в банк, клиент может не знать реальный объем процентов. В итоге человек оказывается по уши в долгах.
«Поэтому, чтобы не допустить такого, во всех объявлениях будет четко отображаться вся информация (нижние-верхние лимиты, требования, вознаграждения). Это очень эффективно. Кроме того, есть определенные ограничения для коллекторских организаций. Если они передают должника в суд, то должны уведомить об этом. Раньше это делали без предупреждения», — отмечает экономист.
Заблуждения об авиации Казахстана и реальный дефицит билетов
По его словам, коллекторам отныне будет запрещено вести себя «назойливо», названивая множество раз в день.
«Еще один важный момент, который до сих пор не рассмотрен, – это вопрос процентной ставки по кредитам. Честно говоря, я во многих местах рекомендовал снизить до 30 процентов. Конечно, может показаться жестко на первый взгляд.
Однако нижний предел, установленный Национальным банком, составляет 16,75 процента, а верхний – 56 процентов. Но банки стараются нажиться. А если мы снизим до 30 процентов, то лимит банков уменьшится. Поэтому это неэффективно для финансовых учреждений. Сейчас рассматривается предложение уменьшить до 40-45 процентов. Думаю, что депутаты должны рассмотреть этот вопрос комплексно», — считает экономист.
Сумма процентов и эффективная годовая ставка показаны с учетом верхнего и нижнего пределов по каждому виду банковского кредита и депозита, — говорится в новой норме, которую планируется включить в постановление Нацбанка.
«Банки обязаны указывать диапазон процентных ставок по кредитам в рекламе и информировать клиентов о сроке просрочки. Также они должны сообщить о диапазоне всех ставок по рекламируемым кредитам и депозитам и сроке действия».
Проект постановление начнет действовать осенью текущего года.
Переводные статьи могут не отражать позицию редакции 365info и публикуются с целью повышения информированности наших читателей