Известный казахстанкий политолог Андрей Чеботарев высказался об итогах и результатах реформы Конституции Казахстана.
Дословно:
«Ровно год назад в Казахстане был проведен республиканский референдум, по итогам которого были внесены 56 поправок в 33 статьи Конституции РК. Из 7,9 млн. принявших в нем участие граждан за данные поправки проголосовали 6,1 млн. человек (77,18%). Среди конституционных нововведений можно выделить следующие:
В связи с этим высшей мерой уголовного наказания стало пожизненное лишение свободы. В настоящее время количество соответствующих осужденных составляет 181 человек. Причем двое из них были осуждены в феврале и мае этого года за изнасилование несовершеннолетних.
Суд был упразднен в 1995 году с принятием действующего Основного закона. За январь-май этого года в него поступило около 3 тыс. обращений. Вынесено 18 нормативных постановлений. В среднем в Конституционный суд ежемесячно обращаются более 500 граждан. Так что в лице данного органа казахстанцы получили дополнительный механизм защиты своих прав и законных интересов.
Хотя из 98 депутатов только 29 избираются по одномандатным избирательным округам, прошедшие 19 марта парламентские выборы ознаменовались большим количеством претендентов на данные депутатские мандаты (после выдвижения – 609, после регистрации – 435 кандидатов).
В связи с этим все депутаты нижней палаты парламента избираются непосредственно гражданами.
Это повлекло за собой уход главы государства Касым-Жомарта Токаева с поста председателя партии «Amanat». В свою очередь, это привело также к законодательному запрету для акимов всех уровней и их заместителей на занятие руководящих должностей в филиалах и представительствах партий.
Данное положение не имеет аналогов в конституциях других стран. Но, учитывая негативную роль членов некогда «главной» семьи в политике и экономике Казахстана, его внесение в Основной закон страны стало вполне обоснованным.
В свою очередь, это привело к последующей отмене конституционного закона о нем и принятию других мер, в совокупности называемых в СМИ «деелбасизацией».
Как показывает большой и многообразный политический опыт разных стран мира, проведение политических реформ является результатом консенсуса, во-первых, между потенциальными реформаторами и консерваторами в правящей элите и, во-вторых, между правящей элитой и активной частью общества. Один из наглядных примеров – перестройка в бывшем СССР. В Казахстане же текущее соотношение реформаторов и консерваторов в системе власти оценить однозначно трудно. Особенно после заметных внутриэлитных изменений, обусловленных январскими событиями. Что же касается активной части граждан, то в силу ряда факторов они не представляют пока собой ту силу, с которой власть была бы вынуждена считаться. Показательной в этой связи стала низкая явка на прошедших выборах.
С учетом всего этого можно согласиться с мнением коллег о том, что сейчас в стране идет процесс либерализации без обязательной демократизации, когда руководство «…сначала начинает развивать политическое поле в Казахстане, а потом внедряет в стране элементы более конкурентоспособной политики» (Кемер Д. Казахстанцы готовы платить за демократизацию страны высокую цену // «Forbes.kz», 19.10.2022 г.). Вместе с тем важность проведенной год назад конституционной реформы заключается в том, что она задала серьезный тренд на уход от суперпрезидентской модели правления и открытость политической системы. Объем же этой открытости будет зависеть не только от волеизъявления руководства, но и от уровня участия граждан в политической жизни страны».