Резкое снижение мартовской годовой инфляции в России значительно укрепило преимущество Казахстана в реальной цене денег, что наверняка будет способствовать дальнейшему наращиванию экспорта в соседнюю страну и сокращению импорта товаров оттуда.
Как пояснила на пресс-конференции 28 апреля глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина, после решения его совета директоров сохранить ключевую ставку на уровне 7,5% годовых, на котором она держится с середины сентября 2022 года, падение годовой инфляции в России почти втрое по сравнению с февралем (с 11 до 3,5%) было вполне ожидаемым. Это явление связано с расчетным эффектом базы, так как 7,6% в февральской инфляции было получено в марте прошлого года, вышедшего теперь из расчета годовой инфляции.
Аналогичный эффект сохранится, по ее мнению, и в апреле. Как подчеркнула Набиуллина, это временное снижение годовой инфляции и его не нужно воспринимать как уверенное достижение цели, так как по прогнозу Центробанка, инфляция закрепится на целевом уровне только в следующем году.
Как бы то ни было, мартовские данные Росстата не могут не впечатлять.
В годовом выражении темпы роста цен на продукты питания в России упали до 2,6% с 9,3% в феврале, непродовольственные товары – с 11,2 до 0,1%, а на платные услуги для населения замедлились с 13 до 9,7%.
Продукты питания за первый месяц весны подорожали в соседней стране лишь на 0,1%. При этом подешевели гречневая крупа (на 3,3%), овсяная и перловая (2%), куры охлажденные и мороженые (1,9%), крупа манная (1,6%), горох и фасоль (1,1%), рыба живая и охлажденная (1%), овсяные хлопья «Геркулес» и конфеты шоколадные (0,9%), окорочка куриные (0,7%), хлопья из злаков (сухие завтраки), шоколад, какао, сухие приправы, специи (0,6%), огурцы (21,8%), картофель (4,6%), капуста белокочанная (1,9%).
В группе непродовольственных товаров в России подешевели за март по сравнению с февралем моющие средства (на 0,2%) и телерадиотовары (3,6%), незначительно снизились цены на трикотажные изделия, электротовары и другие бытовые приборы, строительные материалы.
Инфляция в Российской Федерации в марте 2023 года, %
В Казахстане же инфляционная картина по-прежнему разительно отличается от России, с которой наша страна выступает ключевыми партнерами по ЕАЭС и согласно договору о создании этого интеграционного образования должна согласовывать ключевые макроэкономические параметры.
Среди них годовая инфляция, уровень которой не должен превышать более чем на 5 процентных пунктов показатель в государстве-члене, в котором наблюдается его наименьшее значение, а также годовой дефицит консолидированного бюджета сектора госуправления (не более 3% валового внутреннего продукта) и долг сектора госуправления (не более 50% ВВП).
Хотя годовая инфляция в Казахстане замедлилась в марте до 18,1% (против 21,3% в феврале) и руководством страны поручено снизить ее вдвое уже в текущем году, пока ситуация выглядит не столь обнадеживающе.
За год продукты питания подорожали на 20,5%, непродовольственные товары – на 18,1%, а платные услуги для населения – на 14,4%.
В марте же по сравнению с февралем цены по этим категориям выросли соответственно на 1,1, 0,8 и 0,8 процента. Среди продуктов питания подешевели мука (1,1%), гречневая крупа (2%), мясо птицы (0,6%), подсолнечное масло (1,3%), сахар-песок (2,1%), огурцы (7,3%), картофель (0,6%) и репчатый лук (0,7%).
В группе непродовольственных товаров статистики отметили снижение на сжиженный газ (0,1%), бытовые приборы (0,8%) и дизельное топливо (0,5%).
А в сфере платных услуг в наибольшей степени за первый месяц весны снизились расценки на перелеты пассажирским воздушным транспортом (15,3%) и медицинское страхование туристов (4,2%).
Инфляция в Казахстане в марте 2023 года, %
Напомним и о том, что Нацбанк Казахстана с начала декабря 2022 года фактически отказался от проведения политики инфляционного таргетирования, удерживая свою базовую ставку на нынешнем уровне в 16,75% годовых.
В своем последнем решении по этому поводу от 7 апреля в Нацбанке напомнили о сохраняющемся глобальном инфляционном давлении, начале реализации внутренних проинфляционных факторов в виде нестабильных инфляционных ожиданий, увеличения госрасходов, начала реализации назревших реформ на рынке ГСМ и ЖКХ, влекущих рост цен и тарифов. К примеру, министр национальной экономики Алибек Куантыров заявил недавно, что предстоящим летом тарифы на коммунальные услуги поднимутся на 10-30%.
Кстати, о проинфляционных рисках заявляют и в российском Центробанке, имея в виду возможное ужесточение санкционного режима со стороны Запада, усиление дефицита на рынке труда, которое может тормозить структурную трансформацию и вести к росту цен, отставание предложения на рынках товаров и услуг от ускорения потребительского спроса и реализацию бюджетной политики России, которая может привести к расширению бюджетного дефицита на среднесрочном горизонте.
Пока же из-за значительной разницы в уровне годовой инфляции у Казахстана укрепилось преимущество в реальной цене денег, что должно способствовать дальнейшему наращиванию экспорта отечественных производителей в Россию.
Цена эта, определяемая как разница между ставкой центрального банка и годовой инфляцией, составила в Казахстане по итогам марта минус 1,35%. В России она оказалась положительной — 4%.
Для сравнения: в феврале реальная цена денег составляла соответственно минус 4,55% и минус 3,5%.
Очередное плановое решение Комитета по денежно-кредитной политике Нацбанка по базовой ставке будет объявлено 26 мая. Следующее заседание Совета директоров Центробанка, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 9 июня.