Айдос Хамитов раздумывал лишь 40 секунд, когда появился шанс попробовать поступить в учебное заведение США. Сейчас он учится на полной стипендии в одном из ведущих американских вузов.
С детства Айдос любил музыку, успешно закончил Республиканскую специализированную музыкальную школу имени Жубанова в Алматы и Московскую консерваторию по классу контрабаса. Об американской мечте он даже не задумывался, планировал учиться в Европе.
«На тот момент я собирался в Германию, но почему-то все мои старания словно разбивались о стену. Сначала я перепутал день теста по немецкому языку, а до следующего теста шесть месяцев ожидания, затем моя учительница переехала жить в Германию, и у меня уже не было желания искать другого учителя, так как это уже была не первая попытка обучения за границей.
И затем, как в каком-нибудь фильме, однажды ночью мне позвонил мой давний друг Арутюн — скрипач, с которым мы вместе учились в Московской консерватории. После получаса душевных разговоров он мне предложил попробовать поступить в Schwob School of Music, в котором, как оказалось, уже учился он. Мне понадобилось 40 секунд на размышления, и так как все мои планы совпадали, я ответил положительно, а мой друг любезно согласился помочь», — вспомнил Айдос.
Казахстан в октябре всегда штормит: политический календарь страны
Музыкант признался, что ему пришлось не только собирать множество документов и вести переговоры, но и прорываться сквозь антиковидные ограничения, однако в итоге все получилось.
На протяжении обучения в Schwob School of Music в Коламбусе Айдосу платили стипендию в размере 5 тыс. долларов в год (2 семестра), что, казалось бы, на первый взгляд, в целом приятно.
«Затраты в основном были для визовых сборов при поступлении и на документ-приглашение, подтверждающий ваше поступление в университет. Но конечно же, самая затратная часть — это покупка авиабилета, она варьируется в зависимости от времени года, и как скоро вам нужно лететь, тем дороже.
Разница может быть колоссальной — в среднем билет в одну сторону от 1 до 2,5 тыс. долларов и даже выше. Так как я поступил на очень хороших основаниях и договоренностях, как и у моего друга, университет полностью покрыл мне плату за обучение со всеми остальными сборами, и даже оплату за медицинскую страховку. Также мне дали позицию ассистента-профессора и за работу/помощь в университете вылачивают стипендию», — признался казахстанец.
Однако цены на жилье за последние два года выросли практически в полтора раза, и этих денег не хватало, чтобы покрывать аренду. Это не считая затрат на еду, покупку вещей, оплату других счетов — за телефонную связь и страховку автомобиля.
Как и в Казахстане, студента спасала «халтура» (подработка — выступления на мероприятиях и в церквях). А вот для подработки в полупрофессиональных и профессиональных оркестрах студенту нужна форма, официально заполненная с трех сторон: работодатель, ваш педагог по специальности и вы (студент). Эта форма позволяет музыкальному студенту работать официально, но только если он уже окончил бакалавриат и учится на магистра или доктора.
В 2023 году Хамитов успешно поступил в один из престижных университетов США — Indiana Univercity. Jacobs School of Music является частью Indiana University и занимает высокое место в рейтингах музыкальных учреждений. По данным рейтинга US News & World Report 2021, Jacobs School of Music занимает 3-е место среди всех музыкальных школ в США, и 7-е в мировом рейтинге.
После долгого ожидания решения администрации и переговоров Айдосу удалось добиться полного гранта, и это большая личная победа и для него, и для казахстанской исполнительской школы.
Позже новый профессор в Jacobs School of Music скажет Айдосу, что он выбрал вступительное видео казахстанца из 150 кандидатов. Для Айдоса это стало сюрпризом.
Сегодня молодой человек продолжает учебу, играет во многих коллективах и очень любит исполнять разную музыку. Недавно одним из его хороших друзей, восходящей звездой, венесуэльским дирижером Энлуисом Монтесом Оливаром, был создан коллектив Blue Morpho Orchestra. Наставником в творчестве для Энлуиса является всемирно известный маэстро Густаво Дудамель.
Считается, что контрабас — не сольный инструмент. По словам Айдоса, в целом в США не исключается сольное исполнительство, и как и во всем мире, контрабасисты здесь исполняют сольный репертуар. Но в США делается большой акцент на оркестровое исполнительство, там очень сильная оркестровая школа.
«Исполнительская школа готовит здесь в основном сильных оркестрантов, и я лично считаю это очень правильным подходом», — заключил Айдос.
Автор — Альберт Ахметов