Аяан Дешпанде из Индии всего два года занимается на фортепиано, но уже дает сольные концерты на родине и в Европе, исполняя сложнейшие произведения Моцарта, Шопена, Дебюсси. А еще он сочинил собственные произведения, в том числе квинтет.
Аяан является победителем Венского музыкального фестиваля «Золотой ключ» в двух категориях — фортепиано и композиция. Он учится в Музыкальной академии Симфонического оркестра Индии (SOI) в Мумбаи с 2021 года.
Играть на электронном игрушечном клавишном инструменте он начал два года назад. Недолго думая, родители купили ему цифровое фортепиано (синтезатор) — поняли, что у него есть интерес к музыке и проявляются способности.
Деградация технических специалистов: кто виноват в авариях в Казахстане?
Когда талант раскрылся уже на уроках в Академии, ему родители купили кабинетный рояль. За год Аяан выучил столько произведений, что их хватило на 50-минутный сольный концерт.
«Я наслаждаюсь игрой на фортепиано. Нравятся произведения романтиков — Шопена, например, импрессиониста Дебюсси, а также Моцарта. Мое хобби — играть в шахматы, футбол. Свою музыку записываю на компьютере вместе с папой», — рассказал нам Аяан.
Также юный музыкант играет с удовольствием в ансамбле с известным казахстанским скрипачом-виртуозом Маратом Бисенгалиевым, и скрипач отмечает, что Аяан не просто аккомпаниатор, а настоящий музыкант, понимающий тонкости игры в ансамбле, несмотря на свой небольшой опыт в музыке.
«Откуда это идет, не знаю, из космоса наверное — и чувство фразы, и звучание, пианиссимо, и дыхание, движение вместе, ансамбль. Это то, чему не учат. Его родители айтишники, не музыканты. Видя такое, начинаешь верить в реинкарнацию, старую душу. Если посмотреть на его глаза, действительно, это мальчик необычный, не от мира сего», — поведал Марат Бисенгалиев.
Самое интересное, что если бы этот талант поступал в музыкальную школу в Казахстане, его бы попросту не приняли.
«Да, постсоветская система работает, дает миру высококлассных музыкантов. Но она не идеальна. Например, Аяан в хоре поет совершенно не те ноты, которые нужно и совершенно не контролирует свой голос. И здесь, в Казахстане, его бы не приняли ни в одну музыкальную школу, да и в музыкальной Академии были бы вопросы, но Аяану повезло, что он стал играть на рояле, и этим показывает, что у него слух есть и талант.
По другим параметрам это невозможно определить. Физически у него пока маленькие ручки для исполнения сложных произведений, он еле дотягивается до педалей, но если закрыть глаза и послушать его, можно подумать, что это настоящий взрослый мастер играет, а не девятилетний ребенок», — сказал Марат Бисенгалиев.
Маэстро уверен, что каждый малыш имеет абсолютный слух, но не каждый развивает его, и вместе со взрослением этот природный дар теряется, как и многие другие способности.
«На скрипке можно тоже играть, если якобы «нет слуха». Потому что есть интонация слуховая, есть осязательная — это то, во что я сильно верю. Осязательная интонация надежная, человек может заткнуть свои уши и будет играть чисто, потому что чувствует гриф.
Музыканты, которые играют в больших оркестрах, не слышат себя, и бывает так, что портится интонация. С осязательной такого нет. Если человек занимается дома и занимается с машинкой, делает точную интонацию, на 440 или если в Индии 442, то осязательная интонация остается, даже если не слышать. Об этом никто не говорит, но это важная часть струнников», — пояснил Бисенгалиев.
Автор — Альберт Ахметов