«Здесь же нечего смотреть»… чаще всего именно такой фразой скептики сопровождают разговор о городском туризме в Алматы. А между тем в последнее время появляется много именно городских туристических маршрутов. И это не только обзор «визитных карточек», но и весьма неожиданные экскурсии, заставляющие взглянуть на знакомый город под другим углом.
По сей день огромному количеству и алматинцев, и гостей города кажется, что все основные точки притяжения туристов находятся не в Алматы, а в его окрестностях – от Медеу и Шымбулака до Чарынского каньона и Кольсайских озер.
Городские достопримечательности многим кажутся гораздо менее туристически привлекательными, ведь большинству из них не больше 100 лет, и даже более «раскрученные» вряд ли составят конкуренцию туристическим центрам Западной Европы, Ближнего или Дальнего Востока.
На самом деле именно такой уничижительный подход к собственной истории долгое время искусственно сдерживал развитие городского туризма. Ведь, по мнению гидов, соревноваться с теми же Парижем, Барселоной или Петербургом не нужно. Алматы и без того есть чем привлечь, просто надо знать чем. А многие не знают и даже не озабочиваются тем, чтобы узнать нечто новое о городе, чего не найти в Википедии или на других сайтах.
По признанию гидов, положительную роль на рынке играют здоровая зависть и конкуренция. Одна тур-компания откопала что-то интересное, другая, чтобы не отставать, сразу же сделала свою экскурсию или на похожую тему, или совсем на другую, еще «непаханую».
– Выбор экскурсий по Алматы сегодня абсолютно на самый разный вкус. Кто хочет познакомиться с городом и получить самые общие сведения, имеется, например тур «15-15» по окрестностям парка 28 панфиловцев. Он стартует в Вознесенском соборе Алматы и заканчивается у Зеленого базара – это тоже важная туристическая точка нашего города. Причем многие для себя его открывают впервые, ведь некоторые приезжие представления не имеют о восточном базаре, – рассказывает руководитель одной из туристических компаний Анна Дегтярева.
«15-15» хорошо подходит в качестве введения в тему — тем, кто только знакомится с Алматы или находится проездом. Но есть среди городских экскурсий и такие, на которые многие иностранцы и экспаты записываются специально.
Например, есть экскурсия, посвященная советскому модернизму. Сегодня среди урбанистов, культурологов и архитектурных критиков проснулся большой интерес к этому виду искусства. В нее включены почти все сплошь узнаваемые достопримечательности – та же гостиница «Казахстан», ансамбль Площади Республики, Дворец пионеров и т. д. Здесь же советские мозаики и панно.
– Эта экскурсия особо интересна, потому что многие архитекторы этих зданий до сих пор живы и поделились интересными воспоминаниями об их создании, – рассказывает Анна Дегтярева. Например, о том, что знаменитая «корона» на гостинице «Казахстан» изначально совершенно не предполагалась. Добавлять это излишество не хотели, и чтобы «пробить» эту корону, ее представили как корону из колосьев казахстанской целинной пшеницы.
Из этой экскурсии можно узнать и о том, как проекты тех или иных зданий кочевали по республикам. Где-то власти их «заворачивали», а где-то брали. Бывало и так, что типовые проекты несколько перерабатывали. Например, трудно не заметить стилистическую схожесть Ашхабадского и Алматинского цирков, или, например, здания МХАТ имени Горького в Москве и Казахского академического драмтеатра имени М. Ауэзова в Алматы.
Так случилось, что именно Алматы может похвастаться богатой застройкой в этом стиле. Советский модернизм, во многом наследующий раннему советскому конструктивизму 1920-х, большое распространение в СССР получил в 60-80-е годы. Причем во многих других городах бывшего Союза после его распада эти здания начали сносить, а Алматы сохранил основной фонд и тем стал привлекательным для ценителей этого стиля.
Большой популярностью стали пользоваться и литературные экскурсии. Опять же, многие спросят каким разнообразием можно похвастаться в этой сфере в сравнении с тем же Петербургом или Парижем. Оказывается, можно.
И эти экскурсии заинтересуют не только любителей казахской литературы – хотя и таковых немало. Здесь, выбор, что называется, на поверхности: в Алматы есть дома-музеи Ахмета Байтурсынова, Мухтара Ауэзова, Союз писателей и т. п. Но если углубиться, найдем немало мест, так или иначе связанных с писателями, известными и в бывшем СССР, и даже в мире.
Например, обсерватория «Каменское плато», где проходил практику знаменитый советский писатель-фантаст Борис Стругацкий после окончания мехмата ЛГУ. Или жилой дом по улице Кабанбай батыра (бывшая ул. Калинина), где в годы войны собирался своеобразный литературный салон.
Случилось это когда Мухтар Ауэзов, пригласил пожить к себе знаменитого писателя Константина Паустовского – того поселили в одном из городских общежитий в нечеловеческих условиях. Со временем в этой квартире стали собираться писатели, прибывшие в Алма-Ату как сценаристы ЦОКСа. Тут бывали Самуил Маршак, Виктор Шкловский, Мариэтта Шагинян, Алексей Толстой и даже Сергей Михалков с женой Натальей Кончаловской и маленьким сыном Андреем (в будущем известным кинорежиссером).
К слову, гостями в ней были даже члены международного общества любителей творчества Паустовского из Бельгии и Нидерландов. Они раз в несколько лет посещают все места на земном шаре, где когда-то бывал Константин Георгиевич. Дошла очередь и до алматинской квартиры Ауэзова.
Подобных историй, связанных с известными литераторами в нашем городе, не так уж и мало, ведь с Алматы связаны истории столь разных писателей, как Дмитрий Фурманов и Иосиф Бродский. И памятные места, связанные с ними, сохранились.
— Есть и большое количество тех, кого интересует судьба известного писателя Юрия Домбровского. Наши недавние экскурсии это подтвердили – мы задумывали ее как разовую, но провели несколько раз. И она имеет все шансы стать постоянной. Она стала популярной как раз среди горожан, я даже удивилась, насколько людям интересно его наследие. Все-таки Домбровский прославил наш город в мировой литературе – «Факультет ненужных вещей» имеет мировую славу. Мы посещаем дом, где он жил в 40-50-е годы, здание НКВД КазССР (он неоднократно арестовывался), Вознесенский собор, в котором он работал, когда там располагался Центральный госмузей.
Впрочем, даже на экскурсии по историческому центру есть несколько взглядов. Кто-то ограничивается «золотым квадратом», кто-то несколькими купеческими особняками в центре, ну а кто-то берет еще более ранний период.
Приходя на пешеходный тур по Большой Алматинской станице, даже коренные алматинцы открывают для себя много нового. Станица — своеобразный архитектурный музей под открытым небом, фрагмент старого Верного, сохранившийся в относительно прежнем виде.
Максимальная концентрация старой застройки находится в историческом квартале, который простирается от Центральной мечети Алматы на восток в сторону малой станицы. Архитектурной доминантой всего района является Собор во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, в простонародье — Софийский собор.
Когда-то, когда новая история Алматы (тогда Верного) только начиналась и сюда прибыли первые поселенцы, церковь стала и долгие годы оставалась единственной в городе. Сегодня здесь располагается Астанайская и Алматинская епархия. А в конце 80-х годов собор находился в полуразрушенном состоянии, восстанавливать его пришлось практически из руин.
Если закрыть глаза на определенные свидетельства времени, в целом несложно представить, как этот район выглядел 120-130 лет назад. Почти все дома квартала (если не считать новостройки) ведут свою историю с позапрошлого века.
Здесь сохранился дом, где в конце 19 века жили наказные атаманы Семиреченского казачества. А среди них личности легендарные — например, генерал Самсонов, командующий западным фронтом в Первой мировой войне, который покончил с собой осенью 1914 года, не выдержав позора катастрофы, окружения на фронте и массового пленения своих солдат.
К слову, в этом доме началась и история казахстанского балета — в 1930-е годы здесь расположилась первая школа, готовившая танцовщиков для большой академической сцены. Руководил ею знаменитый хореограф Александр Селезнев.
В общем, даже при самом поверхностном рассмотрении миф о том, что в Алматы нечего посмотреть, рассыпается как карточный домик. Посмотреть есть что – просто нужно знать к кому обращаться. Благо таких людей и организаций в последнее время становится все больше и больше.