Приближаются внеочередные выборы депутатов мажилиса и маслихатов, запланированные на 19 марта этого года. Недавно был завершен этап, связанный с регистрацией кандидатов и партийных списков. 18 февраля с 18.00 часов стартовала предвыборная агитация.
Одно из главных новшеств этих выборов – появление одномандатников. Если раньше в электоральном процессе участвовали только партии и беспартийные граждане были лишены возможности избираться в мажилис и в местные представительные органы, то теперь ситуация меняется.
В соответствии с конституционными изменениями одномандатники будут составлять 30% депутатов мажилиса, 50% депутатов областных маслихатов и 100% депутатов районных и городских маслихатов.
Теперь, после того, как вводится мажоритарный компонент, каждый регион получит возможность избрать в нижнюю палату как минимум одного депутата. Это позволит лучше отражать и представлять интересы и запросы различных групп населения в мажилисе.
Почему такой интерес к выборам в депутаты мажилиса в рамках одномандатного округа?
На сегодняшний день наблюдается большой запрос на участие в выборах со стороны общественных деятелей и активистов именно по одномандатным округам.
Во-первых, всплеск интереса к выборам по мажоритарной системе в мажилис во многом вызван тем, что в последний раз такая процедура выборов проходила 19 лет назад. Очевидно, что за это время общество поменялось, назрел запрос на участие граждан в политике.
Во-вторых, за последние годы в стране появилось множество общественных деятелей, которые не состоят в партии, но имеют политические амбиции. Отныне они могут участвовать в выборах в качестве самовыдвиженцев, а у избирателей появляется возможность голосовать за конкретных персон.
В-третьих, на фоне электоральной усталости от партий возникает потребность в новых лицах в политике, и этот запрос могут удовлетворить именно самостоятельные кандидаты, баллотирующиеся от своего региона.
Выборность по одномандатному округу привлекает тем, что в случае выигрыша самовыдвиженец имеет возможность выступать самостоятельно и поднимать острые проблемы, не оглядываясь на партию и мнение партийного большинства.
Кроме того, если самовыдвиженец выигрывает выборы, то он однозначно проходит в парламент. В условиях, когда кандидат шел по партийному списку, он мог не попасть в итоговый список, хотя принимал участие в агиткампании.
Каков будет уровень конкуренции между кандидатами-одномандатниками?
Мы видим очень высокую конкуренцию за попадание в мажилис среди кандидатов-одномандатников, несмотря на то, что количество депутатских мест составляет всего лишь 29. Не исключено, что в будущем по мере того, как будет повышаться общественно-политическая активность, доля одномандатников в высшем представительном округе вырастет.
По 29 одномандатным избирательным округам зарегистрировано 435 кандидатов в депутаты мажилиса, из них подавляющее большинство (359) самовыдвиженцы.
То есть виден очень большой конкурс — в среднем приходится по 15 кандидатов на один мандат. Наибольшая конкуренция будет идти в городе Алматы, где зарегистрировано 37, 33, 34 (всего 104) кандидатов по трем округам, а также в столице – там 41 и 42 (всего 83) кандидата по двум округам.
Справочно необходимо отметить: одномандатные округа на выборах в мажилис формируются в соотношении с численностью в регионах.
Появлению такого большого количества кандидатов способствовали достаточно мягкие регистрационные условия (в числе основных — возраст от 25 лет, проживание на территории страны последние десять лет, отсутствие судимости).
Большое количество известных общественных деятелей сосредоточено в пятом избирательном округе города Алматы, где развернется серьезная борьба за голоса условно критично-настроенной части электората. Широкую представленность ярких самовыдвиженцев мы видим и в столичном избирательном округе №2.
На уровне маслихатов количество депутатов-одномандатников увеличивается. Как уже было отмечено выше, это 50% депутатов маслихатов областей, городов республиканского значения и столицы, а также все депутаты маслихатов городов и районов.
По данным ЦИК, на 3 081 место в маслихатах всех уровней по одномандатным округам было зарегистрировано 10 288 кандидатов.
Большинство (6 359) являются самовыдвиженцами, другие кандидаты (3 929) выдвинуты политическими партиями, общественными объединениями.
Участвовать в выборах по мажоритарной системе будут и представители партий. Для них это дополнительная возможность получить депутатские места в мажилисе, и поэтому им важно активно продвигаться на региональном уровне.
Всего по 29 округам в выборах примут участие 76 представителей партий. Обращает на себя внимание участие в выборах во втором избирательном округе города Астана председателя партии «Байтақ» и заместителя председателя партии «Ауыл».
В гонке с самовыдвиженцами на стороне партий будут серьезные организационные и финансовые возможности, которые можно будет использовать во время агиткампании. Преимущества независимых кандидатов – усталость от партий, личный бренд, персональная узнаваемость.
Особенности проведения электоральной кампании по одномандатным округам
Важно понимать, что кандидат-одномандатник будет бороться за голоса электората только своего округа, а не всех казахстанцев, обладающих избирательным правом (около 12 миллионов).
Поэтому, во-первых, это снижает затраты на проведение электоральной кампании, а во-вторых, позволяет сфокусироваться на проблемах округа или своего региона. В целом высокий уровень конкуренции среди этой группы кандидатов предполагает выстраивание интересной и креативной избирательной кампании. После того, как стартовала агитационная кампания, уже видны оригинальные кейсы в этом направлении.
Кандидаты, в частности, стараются эффективно использовать свои персональные страницы в социальных сетях, а также в целом заинтересовать электорат интересным агитационным продуктом, в том числе через интернет. При этом следует отметить, что выборы по одномандатникам будут проводиться по системе относительного большинства голосов. Это означает, что для победы необходимо будет набрать больше, чем другие кандидаты (не определенный процент).
Если говорить о возможной явке, то, как правило, она на парламентских выборах ниже, чем на президентских. По данным опроса Института «Общественное мнение», проведенного 25-28 января 2023 года, уровень потенциальной избирательной явки на парламентские выборы 19 марта 2023 года составил 53,3%.
Возможно, что появление самостоятельных кандидатов в избирательных бюллетенях, а также яркие кампании как со стороны одномандатников, так и партий, может повлиять на то, что явка казахстанцев на предстоящих выборах возрастет.
Таким образом, в рамках текущей избирательной кампании мы видим оживление общественно-политической жизни, что прежде всего связано с возвратом мажоритарного компонента.
На данном этапе ключевым трендом является большой запрос на участие в выборах со стороны кандидатов-одномандатников, в особенности самовыдвиженцев.
В результате известные и авторитетные персоны смогут представлять интересы своего электората в высшем представительном и законодательном органе и маслихатах.
Именно их появление может стать важным фактором активизации публичной политики в Казахстане, роста электоральной и политической культуры, демократизации политического процесса.
В целом, по тому, как развивается сейчас электоральная кампания, ожидаются интересные парламентские выборы, в том числе за счет непредсказуемой гонки по мажоритарной системе.
Арман Токтушаков, эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП)