Известный экономист Эльдар Шамсутдинов выступил с критикой Казахстанского фонда устойчивости и постарался доказать, что Фонд на самом деле работает на инфляцию.
Шамсутдинов в своем телеграм-канале опубликовал следующую заметку:
“Изначально фонд создавался как инструмент для помощи банкам. В 2017 году ситуация на банковском секторе была сложная:
— были риски дефолтов крупных банков второго уровня,
— неработающие кредитные портфели подавляли любую активность
Одним из инструментов для решения проблем банков стал Казахстанский фонд устойчивости. Национальный банк создал КФУ для повышения финансовой устойчивости БВУ с привлечением частного и государственного капитала.
Схема была простая: Нацбанк создает КФУ, делает денежную эмиссию в собственный капитал Фонда, в 2017 это было 941 млрд тенге. Полученные деньги давались банкам в качестве субординированного долга, такой долг выплачивается в последнюю очередь, а также Фонд занимал с рынка деньги выше рыночной и предоставлял займы ниже рынка. То есть
можно было занять у КФУ под 7%, дать КФУ в долг под 8% и получить из воздуха 1% безрисковой прибыли
В этом году КФУ размещали интересные облигации со сложной ставкой, 2,75% фикс + 15,910 сложная процентная ставка TONIA. Обладатель такого долга всегда будет получать доходность на 2,75% выше рынка.
На мой взгляд, Нацбанк использует КФУ в том числе как инструмент для стерелизации излишней ликвидности с рынка.
Есть ноты, но их видно, они мониторятся, а вот долг КФУ не все будут изучать, плюс это долгий инструмент, ликвидность можно убрать с рынка надолго.
Убыточное размещение КФУ возмещал за счет собственного капитала.
Такая схема служила для накопления прибыли БВУ и формирования устойчивости сектора
Рискованная, но понятная мера.
Но в 2018 в цели фонда добавляют социальную программу ипотечного кредитования 7-20-25 и увеличивают уставной капитал на 500 млрд тенге. Напомню, что увеличение акционерного капитала происходит за счет печати денег Национальным банком.
Ящик Пандоры открыт, в 2019 году капитал КФУ разрастается до 2,5 трлн тенге, а сегодня это уже 4,8 трлн
К сожалению, на экспертных встречах тема КФУ обходится стороной, нет ни одного исследования от Национального банка или других центров компетенций, которые бы рассмотрели влияние действий КФУ на инфляцию в Казахстане.
Возможно, КФУ — это проинфляционный канал, но вместо этого правительство бегает и регулирует цены по базарам,
хотя огромный белый слон стоит перед их носом.