Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Общественные организации обеспечат правовую защиту потребителей

Фото: пресс-служба Минторговли

Нынешнее время предъявляет к людям множество требований, заставляя искать ответы на многие вопросы в их повседневной жизни. Основным устройством этого сложного механизма является гражданское общество. Если это действительно так, то есть все основания говорить о том, что само гражданское общество является показателем уровня развития общества в целом и государства.

Активная деятельность гражданского общества сосредоточена на конкретных проблемах отдельных лиц и социальных групп. Гражданское общество часто отдает приоритет социальным вопросам, нежели политике, и направлены они на их эффективное решение.

В связи с этим важнейшим фактором, влияющим на развитие гражданского общества в нашей стране, является поддержка государства. Отношения между неправительственными организациями и государственными органами очень активны по следующим направлениям: совместные мероприятия (конференции, круглые столы), консультативная помощь, реализация совместных проектов и т. д. Одно из них коснулось сегодня сферы потребительских прав.

Исправят ли общественники недобросовестных бизнесменов?

Практически каждый гражданин сталкивается с проблемами при приобретении товара или получения услуги. Поэтому защита прав потребителей стала важнейшей задачей не только государства, но и общественности.

По итогам проверок и анализа Комитет по защите прав потребителей выработал систему для госорганов по данному направлению. Это также касается создания конкурентной среды в сфере услуг.

Стратегическая задача Комитета в этой связи – обеспечить более активное вовлечение гражданского общества в процесс защиты прав потребителей. Это будет стимулировать предпринимателей к повышению качества товаров и уровня культуры ведения бизнеса, позволит повысить к 2025 году удовлетворенность потребителей защитой их прав с 67% (за 2020 год) до 80%.

По данным КЗПП Минторговли, речь идет о законопроекте «О внесении изменении в «Закон о защите прав потребителей». К слову, из-за некоторых поправок возник спор между государственными органами и обществом по нескольким вопросам.

Во-первых, это штрафные ставки в пользу общественного объединения. В случае, если предприниматель откажется устранить нарушения в досудебном порядке, предполагается, что гражданский суд наложит на него штраф. В таком случае общественные объединения получают вознаграждение в размере 30% от суммы, возмещенной потребителю по решению суда. Иными словами, если обманутый, пострадавший потребитель обращается за помощью в общественную организацию, а затем с ее помощью или без нее взыскивает с обвиняемого через суд 100 тысяч (или 1 миллион) тенге, то общественная организация берет 30 тысяч (или 300 тысяч) себе. Такую норму планируется узаконить в ближайшем будущем. По мнению Комитета, введение 30-процентного налога должно «стимулировать хозяйствующие субъекты к разрешению потребительских споров во внесудебном порядке и без вмешательства государственных органов».

Этот пункт законопроекта поддержала группа экспертов по предпринимательству при Министерстве национальной экономики. Кроме того, его одобрила межведомственная комиссия по регулированию предпринимательской деятельности при правительстве. Он был одобрен другими государственными органами, в том числе министерством юстиции, а также Межведомственным советом по защите прав потребителей.

«Какова цель данного нововведения? Во-первых, стимулирование бизнес-сообществ самостоятельно регулировать свою деятельность и избавляться от негативных факторов, не обращаясь с жалобами потребителей в суд или правоохранительные органы. Во-вторых, данный механизм оказывает финансовую поддержку общественным объединениям. В-третьих, снизится нагрузка на государственные и судебные органы по рассмотрению обращений потребителей», — считают в Комитете.

Таким образом, общественные организации, представляющие интересы потребителей в суде и судопроизводстве, смогут на законных основаниях удерживать в качестве своего вознаграждения 30% от взысканной суммы.

Ключевым понятием здесь является «по решению суда». То есть если предприниматель и потребитель урегулируют спор, не вынося его за «пределы», не доводя до суда, общественная организация не будет требовать с них тридцатипроцентного вознаграждения.

Что получат общественники

Такой механизм предусмотрен в проекте закона «О защите прав потребителей» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей», разработанном Министерством торговли и интеграции РК.

Этапы реализации данного механизма охватят ориентировочно 2023-2024 годы.

В любом случае проблема регулирования отрасли давно назрела.

Например, министерство торговли и интеграции, которое отвечает за отрасль, в 2019 году рассмотрело всего 5977 заявлений от граждан, а в 2020 году количество обращений сразу увеличилось до 20 919. С 2021 года годовой объем возрос в несколько раз.

В других организациях также резко увеличился спектр приложений. Например, в 2019 году в МВД, Генеральную прокуратуру и другие ведомства поступило около 30 тысяч заявлений, а в 2020 году этот показатель составил 48 876. За шесть месяцев 2021 года было рассмотрено всего 26 161 заявление.

Следует отметить, что казахстанцы пока недостаточно доверяют общественным организациям и неохотно обращаются за их услугами. Если быть более точным, то за первое полугодие 2021 года общественными объединениями от имени потребителей было подано всего около 565 исков в суды и взыскано с потребителей только 94 млн тенге компенсаций. Таким образом, по данному механизму они могли получить 28,2 млн тенге.

Кстати, если законопроект будет одобрен, возможно, казахстанцы станут чаще доверять общественным организациям, что повысит их взаимодействие.

Назревают вопросы

Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей» поддержала группа экспертов из министерства национальной экономики. Кроме того, его одобрила межведомственная комиссия по регулированию предпринимательской деятельности при правительстве. Также добро дали и другие государственные органы, такие как министерство юстиции, а также Межведомственный совет по защите прав потребителей.

Однако Верховный суд оказал некоторое сопротивление новым поправкам. В частности, начальник юридического управления Министерства юстиции РК Дана Асаинова выразила обеспокоенность неправомерным использованием требований со стороны общественных организаций.

В свою очередь председатель «Республиканской ассоциации потребителей Казахстана» Жаслан Айтмагамбетов считает это предположение необоснованным.

«Судьи принимают справедливые и законные решения. Система разрешения споров предусмотрена для недобросовестных предпринимателей и побуждает их урегулировать конфликт с покупателем в досудебный период», — говорит Жаслан Болатулы.

Марат Башимов, заместитель председателя Экспертного совета Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан, отметил, что должен соблюдаться конституционный принцип реализации права гражданина на правовую защиту. Вышеуказанные нормы повсеместно защищают от массовых нарушений угнетенных прав потребителей.

Напомним, что каждый гражданин может принять участие в публичном обсуждении законопроекта на портале «Открытые НПА», а также направить свои предложения и рекомендации по этому поводу в Комитет по защите прав потребителей.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter