2022 год стал юбилейным для социального проекта, реализуемого общественным фондом «Социальная динамика» совместно с партнерами.
По итогам десятилетней работы руководитель фонда Елена Ожго решила поделиться опытом с теми, кто только планирует общественную деятельность.
1. Сформулируйте идею
Качественно продуманная идея — основа успеха. В идеале задумка должна стать не только инструментом решения проблем узкой социальной группы, но и фактором глобальных изменений в обществе. Идеей «Coca-Cola Белестерi» (CCB) было мотивировать безработных женщин на занятие предпринимательством. В итоге мы увидели рост трудоустройства, доходов, налогов, то есть мультипликативный эффект.
2. Разработайте план
Что, как и с кем делать — вот первые вопросы, на которые нужно ответить. Например, мы решили привлекать женщин к предпринимательской деятельности. Как — через их обучение бизнес-основам и через проведение конкурсов на лучшую бизнес-идею, где можно выиграть стартовый капитал. С кем — в сотрудничестве с экспертами по бизнес-образованию и партнерами-единомышленниками.
3. Найдите единомышленников
Команда проекта — его главный ресурс. Это должны быть люди с единым пониманием идей и задач. Двумя крыльями CCB стали фонд «Социальная динамика» и «Коалиция «За зеленую экономику» и развитие G-global», а лицом стала Майра Айсина — депутат мажилиса парламента. Так нам удалось объединить специалистов по бизнесу, экологии и общественно-политической деятельности. А партнером-грантодателем стал международный фонд Coca-Cola, разделяющий наши устремления и видение благотворительных инициатив.
4. Грамотно используйте ресурсы
Также важнейшие ресурсы — это финансы и медиа. В нашем случае финансирование от международного фонда способствует ежегодному появлению свежих бизнес-идей и расширению географии проекта. Мы начинали с небольшим количеством средств и тренингов для женщин в Алматинской и Акмолинской областях. Но сразу планировали, что будем развиваться до республиканского масштаба, поэтому сделали ставку на информационную политику – развивали онлайн платформы обучения, такие как https://businessteam.ccb.kz/ и https://farmerschool.kz/, использовали соцсети и обращались к СМИ.
5. Обращайте проблемы в возможности
Конечно, нужно заранее планировать риски и быть готовыми к трудностям. Но если проблему невозможно было предусмотреть, постарайтесь извлечь из этого максимум пользы. Например, до пандемии COVID-19 все мероприятия CCB проходили офлайн. Но когда ввели ограничения на любые собрания, мы быстро поняли, что это окно возможностей. Были задействованы новые инструменты и тренинги перешли в онлайн. Таким образом, в первый же год пандемии мы собрали 15 тысяч слушательниц по сравнению с двумя в предыдущий год. Здесь, кстати, тоже стоит отметить, насколько важны доверие и взаимопонимание в команде: и партнер-грантодатель, и все соорганизаторы оперативно приняли и утвердили новый план действий.
6. Кооперируйтесь с другими проектами
Если ваша цель принести настоящую пользу, не вступайте в конкурентную гонку с другими проектами, работающими в той же нише. Постарайтесь найти точки соприкосновения и действуйте совместно. Проект уже пять лет сотрудничает с Форумом сельских женщин — большинство целей этого мероприятия близки нашим. Вместе нам удается совершить гораздо больше, чем работая по-отдельности.
7. Исследуйте поле деятельности
Регулярно изучайте положение и запросы социальных групп, ради которых действуете. Нам очень помогли результаты проведенного исследования потенциала женского предпринимательства на селе https://ccb.kz/news/58. Во-первых, оно показало востребованность проекта у нашей аудитории, что позволило учесть особенности работы именно под актуальные нужды сельских жительниц. Во-вторых, мы определили цели на ближайшие годы, исходя из факта, что более 30% женщин на селе предполагают заняться бизнесом.
8. Добивайтесь понимания
На примере CCB мы научились говорить на одном языке с нашими участницами, а это преимущественно сельские женщины. То есть ориентировались на их менталитет и образ жизни при разработке учебных программ и способах распространения. Находили понятные способы дополнительно мотивировать свою аудиторию. Кроме выдачи грантов на лучшие бизнес-идеи, еще ведем серию публикаций «Истории успеха», где наши выпускницы делятся своим опытом. Это очень воодушевляет остальных участниц, когда они видят, что успехи в бизнесе доступны каждой из них.
9. Будьте открытыми
Освещайте свою деятельность, делайте проводимые мероприятия максимально публичными. Как я уже упоминала, большинство активностей проекта регулярно освещаются СМИ. Но чтобы такое стало возможным, будьте активны — рассылайте приглашения, готовьте и распространяйте пресс-релизы, делитесь всеми новостями о вашей деятельности.
10. Фиксируйте успехи и ставьте новые цели
Регулярно подводите итоги своей работы — это помогает и сохранить мотивацию, и провести работу над ошибками, и определить задачи на ближайшую перспективу. Мы за 10 лет зафиксировали такие показатели: обучено более 60 тысяч женщин, всего 117 победительниц конкурса на лучшую бизнес-идею, в виде грантов вручено 390 тысяч долларов (эквивалент в тенге), предприятия участниц создали более 300 новых рабочих мест. Проект завоевывает все большую популярность, а это значит, что надо готовить новые ресурсы и увеличивать число образовательных направлений.