Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
443
0.00
EUR
475
0.00
RUB
4.74
0.00

Как в Казахстане повышают финансовую грамотность граждан

157

Цифровизация не только упрощает жизнь казахстанцам, но и делает многих из них легкой добычей для мошенников, которые активизировались в последние годы и стали более изощренными. Регулярно повышая свой уровень финансовой грамотности, граждане могут вовремя распознать сомнительные схемы и не попасться таким образом на уловки злоумышленников.

Надо сказать, что высокий уровень финансовой грамотности населения способствует повышению уровня жизни граждан,

притоку средств индивидуальных инвесторов в экономику страны, развитию конкуренции на финансовых рынках, укреплению финансовой стабильности и повышению общественного благосостояния.

С этой целью Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка реализует Концепцию повышения финансовой грамотности на 2020-2024 годы. Основным инструментом в рамках этого важного направления является медиапортал по финансовой грамотности Fingramota.kz, на котором публикуются уникальные статьи на государственном и русском языках.

Среди тем — кредитная ответственность граждан, противодействие мошенничеству и финансовым пирамидам, инвестиционная грамотность и многое другое

Кроме того, для финансового просвещения граждан активно задействованы ресурсы социальных сетей Facebook, Instagram, Telegram, YouTube. Такжек функционируют другие инструменты и каналы коммуникации.

Мы решили подробнее узнать о результатах этой работы у Сауле Ынтыкбаевой, начальника Управления повышения финансовой грамотности Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка.

Особенности финансовой грамотности

— Какие цели и задачи поставлены перед финрегулятором по повышению финансовой грамотности казахстанцев?

— Финансовая грамотность населения является одним из принципиально важных и актуальных направлений государственной политики. Одной из задач Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка является обеспечение надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг, полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услугах, а также повышения уровня финансовой грамотности и финансовой доступности для населения.

В соответствии с поручением главы государства Агентство разработало Концепцию повышения финансовой грамотности на 2020-2024 годы

Основными задачами по реализации Концепции являются:

  • повышение охвата и информированности потребителей о финансовых продуктах и услугах, а также собственных правах при их использовании
  • повышение финансового образования различных целевых групп населения на всех уровнях образовательной системы (среднее, высшее, дополнительное) с использованием как классических, так и цифровых форматов

    Сауле Ынтыкбаева, фото: time.kz

  • недопущение недобросовестных практик в отношении потребителей финансовых продуктов и услуг
  • упрощение механизмов взаимодействия потребителей с финансовыми организациями
  • расширение доступа к финансовым услугам и повышение финансовой инклюзии
  • проведение оценки уровня финансовой грамотности

Цифры и результаты

— Агентством на ежегодной основе проводятся социологические исследования по финансовой грамотности, основанные на международной методологии расчета Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР).

Эта методология включает в себя анализ трех показателей: управление собственными финансовыми средствами, использование финансовых услуг, уровень информированности населения о финансовой системе

Целью исследований является выявление индекса финансовой грамотности населения, уровня вовлеченности граждан в финансовый рынок, доступности финансовых услуг, включая определение уровня осведомленности и представления граждан о финансовых инструментах и услугах, их возможностях, а также информационных и образовательных потребностей населения.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о работе вашего сайта.

— С 2020 года при Агентстве функционирует единственный в Казахстане медиапортал Fingramota.kz, созданный с целью консолидации и повышения доступности информации по финансовой грамотности. В 2021 году запущена обновленная версия сайта.

Благодаря градации информации по уровню сложности от начинающего до продвинутого каждый посетитель сайта может найти актуальный для него контент

Там функционируют восемь основных разделов и 14 дополнительных рубрик, в которых размещены обучающие ролики, телепрограммы по финансовой грамотности, инфографика. В апреле 2022 года создан новый раздел на сайте совместно с Первым кредитным бюро, позволяющий гражданам в онлайн-режиме бесплатно оспорить некорректную информацию в своей кредитной истории.

Особенности работы

— Программа финансовой грамотности населения Казахстана проводится уже несколько лет. Видите ли вы, что уровень грамотности повысился?

— Да, В Казахстане прослеживается планомерный рост индекса финансовой грамотности. Ежегодно Агентством в рамках реализации Концепции проводятся социологические исследования. В 2020 году индекс финансовой грамотности был на уровне 39,07%, в 2021 году составил 39,52%, и это близко к среднемировому значению. Отметим, что в исследованиях приняли участие 10 000 респондентов. Опрос проводился в трех городах республиканского значения — Астане, Алматы, Шымкенте, а также в 14 регионах Казахстана.

В 2021 году наиболее высокий показатель зафиксирован у показателя «Управление собственными финансовыми средствами» – 42,57%. Наименьший – «Информированность о финансовой системе» – 35,45%

Отмечу, что этот показатель вырос более чем на 16 пунктов (в 2020 году он составил 19,3%). С 28% в 2020 году до 39,2% в 2021 увеличилось число казахстанцев, которым хватает информации и знаний об управлении своими финансами, финансовой системе, инструментах и услугах.

Между тем показатель «Умение использовать финансовые услуги» составил 40,56%. В четвертом квартале текущего года также будет проведено социологическое исследование, результаты которого мы обязательно опубликуем на медиапортале Fingramota.kz.

Инструменты и возможности

— Какие еще инструменты для финансового просвещения граждан вы используете? Как можно связаться с представителями финрегулятора для получения консультаций?

— В целях повышения информированности граждан о проводимой работе по повышению финансовой грамотности населения Агентством выпускается специальная визуальная информация. С 2020 года нами изготовлено более 40 обучающих роликов, 40 выпусков онлайн-шоу FinIQ, свыше 10 инфографик, билбордов, баннеров по темам противодействия мошенничеству и финансовым пирамидам, повышения кредитной ответственности, защиты прав потребителей финансовых услуг, страхования, инвестирования в финансовые инструменты и многое другое.

Агентством уделяется особое внимание обучению азам финансовой грамотности детей. В 2022 году мы возобновили выпуск красочных приложений для школьников младшего и среднего возраста

Они представлены в виде занимательного детектива «Операция «Серебряный тенге»», который входит в республиканских газетах «Дружные ребята» и «Улан» на казахском и русском языках. Каждый выпуск сопровождается различными викторинами, головоломками, лабиринтами, логическими задачками по финансовой грамотности. Все это позволит юным читателям закрепить пройденный материал. Ранее мы выпускали детские приложения в журнале OYLA, все выпуски которого можно найти на нашем сайте Fingramota.kz.

В 2022 году запланирован выпуск образовательной программы по финансовой грамотности населения на популярных платформах видеохостинга

На сегодняшний день, с учетом развития цифровых технологий, наибольшая часть финансово-активного населения получает информацию посредством интернета, в том числе видеохостингов YouTube и Aitube, постепенно отказываясь от просмотра традиционных ТВ-программ. Преимуществами видеохостингов являются доступность сервиса в режиме 24/7, интерактивность в online-среде, возможность диалога с потребителем, участие в обмене информацией и просмотра любого телеканала в режиме online.

На всех уровнях

— Поэтому и был выбран именно этот канал для ротации наших образовательных программ. В июне 2020 года Агентством запущено мобильное приложение Fingramota Online, которое создано для укрепления обратной связи с населением.

В приложении представлено 14 основных тематических разделов по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг, противодействию мошенничеству и финансовым пирамидам, страхованию и рынку ценных бумаг, пенсионной системе

На сегодня количество пользователей составляет более 24 тыс. человек, которые направили через приложение более 5,5 тыс. вопросов. Скачать мобильное приложение можно бесплатно в App Store и Play Market. Кроме того, также доступна веб-версия этого мобильного приложения.

С мая 2021 года Агентством запущен call-центр для предоставления оперативных консультаций гражданам. Казахстанцы могут бесплатно позвонить в финрегулятор как с городских, так и мобильных телефонов по номеру 1459.

— Вы проводите обучение финансовой грамотности?

— В целях финансового просвещения граждан Агентством на систематической основе проводятся обучающие мероприятия. В рамках Единого плана проведения обучающих мероприятий по финансовой грамотности населения

Агентством совместно с заинтересованными госорганами, финансовыми и общественными организациями с начала 2022 года проведено более 60 обучающих мероприятий для всех целевых аудиторий, с 2020 года – более 100

Еженедельно мы организуем прямые эфиры в аккаунте @Fingramota.kz в Instagram с участием экспертов финансового рынка на государственном и русском языках. Темы следующие: защита прав потребителей финансовых услуг, противодействие мошенничеству и финансовым пирамидам, страхование, инвестирование в ценные бумаги и другое.

Впервые в этом году мы запустили специальные образовательные проекты для учебных заведений Казахстана. В рамках проекта Fingramota.kz в школах и лицеях были проведены тематические часы по теме кибербезопасности с охватом свыше тысячи учащихся 5-11 классов со всех регионов страны

Большой упор делается и на студенческую молодежь, для них во втором квартале 2022 года Агентством совместно с Генпрокуратурой и Социальным домом Rahym проведено более 20 лекций по финансовой грамотности, в том числе по противодействию мошенничеству и финансовым пирамидам. В наших обучающих мероприятиях приняли участие более четырех тысяч студентов крупных вузов и колледжей Алматы и Шымкента.

— А как ведется работа с регионами?

— Работу с регионами мы усилили. Для охвата населения, проживающего в сельской местности, в том числе домохозяек, безработных и лиц предпенсионного и пенсионного возраста, сотрудниками Агентства совместно с акиматами и финансовыми организациями на регулярной основе проводятся семинары, вебинары, круглые столы; транслируется визуальная информация Агентства (ролики, баннеры, инфографика, билборды) в социальных сетях, а также в местах массового скопления населения: ЦОНах, вокзалах, торговых центрах и пр.

Финансовая грамотность реализуется посредством непрерывного процесса финансового образования, который направлен на улучшение осведомленности, финансовых знаний и умений, поведенческих моделей населения, помогающих принимать правильные и взвешенные решения по управлению семейным бюджетом, а также в целях противодействия мошенничеству

Нужно создавать информационный «иммунитет» для борьбы с онлайн-мошенничеством и финансовыми пирамидами, и сделать это можно только совместными мерами и усилиями!

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter