Сегодня в Казахстане празднуют юбилеи сразу двух известных казахских писателей. 28 сентября исполняется 125 лет со дня рождения Мухтара Ауэзова и 90 лет со дня рождения Шерхана Муртазы.
Ежегодно в Казахстане празднуется очень много знаменательных и памятных дат. 2022 год не стал исключением. На территории республики было рождено огромное количество писателей, поэтов, литературных критиков и других деятелей культуры. Каждое государство, где царят культура и образование, отмечает юбилеи поэтов и писателей.
Сентябрь 2022 года стал богатым сразу несколькими юбилеями… Среди юбиляров писателей — такие громкие имена, как Мухтар Ауэзов и Шерхан Муртаза, которые внесли огромный вклад в развитие казахской культуры.
Он – явление, он – великий символ нашей жизни, человек-легенда, мудрец нового времени, истинный поэт и человек… Так советский писатель Ираклий Андроников описал казахского прозаика, драматурга и ученого ХХ века Мухтара Ауэзова.
Мухтар Омарханович Ауэзов, создавший вечный памятник великому казахскому поэту Абаю Кунанбаеву, родился 28 сентября 1897 года в урочище Шынгыстау Семипалатинской области (ныне — Абайская область).
В детстве учился в медресе, затем поступил в 5-классное городское русское училище в Семипалатинске на земскую стипендию Чингизской волости. В 1912—1913 учебном году Мухтар с отличием закончил первый класс учительской семинарии, а завершил обучение в Семипалатинской учительской семинарии в 1919 году.
Во время учебы в семинарии он написал пьесу «Енлик-Кебек» по мотивам народной легенды. Первыми самодеятельными артистами-любителями были внуки Абая и близкие родственники автора пьесы.
После своего первого рассказа «Қорғансыздың күні» (Жизнь беззащитных), написанного в 1921 году, он целиков решил посвятить себя литературе.
Работая на различных должностях в Семипалатинске и Орынборе, Мухтар тесно общался с такими деятелями, как Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Миржакип Дулатов, которые являлись лидерами партии «Алаш». В 1918 году он вместе с Жусупбеком Аймауытовым издавал журнал «Абай», который после выхода двенадцатого номера был закрыт по идеологическим мотивам.
В 1923-1926 годах под его авторством вышли рассказы «Оқыған азамат» (Грамотный гражданин), «Үйлену» (Свадьба), «Ескілік көлеңкесінде» (В тени воспоминании), «Кінәмшіл бойжеткен» (Провинившаяся), сегодня эти произведения считаются классикой казахской литературы.
В 1923-1928 годах Ауэзов учился в Ленинградском университете, где окончил факультет языка и литературы. После этого изучал восточный фольклор в аспирантуре Среднеазиатского государственного университета в Ташкенте. На последнем курсе учебы в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) он написал историческую повесть под названием «Караш-Караш» о Рыскуле, отце Турара Рыскулова. В это же время была написана знаменитая повесть по сценарию фильма «Коксерек», считающегося одним из шедевров казахского кинематографа.
Судя по устным преданиям Ахмета Байтурсынова, его совет «береги себя для будущего страны» побудил Мухтара Аузова отказаться от политической позиции и обратить внимание на науку. Тем не менее, в 1930-1932 годах его выследили и арестовали, вынудив написать открытое письмо об освоблждении.
Говорят, что над легендарной романом-эпопее «Путь Абая» писатель трудился почти 15 лет. Четырехтомник был удостоен Ленинской премии в 1959 году, это была высшая награда того времени. Произведение вошло в «Библиотеку всемирной литературы». Фильм по его рассказу номинировался от СССР на премию «Оскар». Сегодня «Путь Абая» существует не только на казахском, а более чем на 30 языках.
В научном отношении он заложил основы науки о фольклористике, был главным автором и редактором многотомной «Истории казахской литературы», посвященной казахскому фольклору (1960). Написал монографию по киргизскому эпосу «Манас».
Другой известный писатель, Шерхан Муртаза, продолжил историю борьбы династии Рыскуловых, которая была начата Мухтаром Ауэзовым, но впоследствии так и не завершилась.
«Вот вы и достигли 60 лет. Аға, взгляните вниз, не видно ли меня?». Это фрагмент из письма поздравления, написанного Оралханом Бокеем Шерхану Муртазе 30 лет назад.
В этом году исполняется 90 лет со дня рождения Шерхана Муртазы, положившего начало развитию казахской публицистики, как отдельного направления литературы. Он был наряду с такими известными личностями, как Оралхан Бокей, Фариза Онгарсынова, Акселеу Сейдимбек, Мухтар Шаханов, Дидахмет Ашимхан, Темирхан Медетбек.
Шерхан Муртаза является автором романов «Красная стрела», «Звездный мост», «Тамук», основанных на образе государственного деятеля Турара Рыскулова и его отца Рыскула. Кроме того, он обогатил казахскую драматургию пьесами «Письмо Сталину», «Письмо пяти» и «Пятый угол». Его смело можно назвать не только писателем и публицистом, но и общественным и политическим деятелем.
Шерхан Муртаза родился 28 сентября 1932 года в селе Талапты Жуалынского района Жамбылской области. Ушел из жизни 8 октября 2018 года в городе Алматы.
В 1955 году будущий писатель окончил Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
В 1955-56 годах работал корреспондентом, литературоведом и редактором в ряде издании. Позже издавался в нынешней газете «Жас Алаш», «Егемен Казахстан». В 1970-75 годах — главный редактор детского и юношеского издания в издательском доме «Жазушы» и на той же должности работал в альманахе «Жалын» и в журнале «Жулдыз». В 1975-80 годах был вторым секретарем правления Союза писателей Казахстана, в 1980-89 годах занимал должность главного редактора газеты «Казахская литература», в 1989 году стал главным редактором газеты «Егемен Казахстан», а после этого занял пост председателя государственной телерадиокомпании «Казахстан».
Он также является членом Комитета по национальной политике, культуре и развитию языков, членом Комитета по культуре, издательскому делу, СМИ и общественным объединениям, председателем подкомитета по культуре, литературе и искусству.
В 1990—1993 годах — народный депутат Казахской ССР, в 1994—1995 годах — депутат Верховного Совета РК, в 1999—2004 годах — депутат Мажилиса Парламента РК второго созыва. РК.
В период, когда Шерхан Муртаза руководил газетами «Лениншил Жас» (ныне «Жас Алаш»), «Егемен Казахстан», «Казахская литература», в казахскую журналистику пришло много известных имен, увеличилось число читателей республиканских изданий. Все это ассоциировалось с именем писателя.
«Я летел по жизни на двух крыльях. Это занятия журналистикой и писательство. Все, что пережил – отразил в своих произведениях. А начинал когда-то с переводов. Горжусь тем, что перевел на казахский всего Айтматова. Свои романы я писал ночами, пока ждал из типографии сигнальный номер газеты, который зачастую приносили под самое утро. Если художественная литература – тяжелая артиллерия, то публицистика – легкая кавалерия», — говорил в свое время писатель.
Шерхан Муртаза перевел на казахский язык произведения «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина и «Радость нашего дома» Мустая Карима. Первый сборник очерков «Құрылысшы Даку» увидел свет в 1958 году. Шерхан Муртаза автор романов «Қара маржан» и «Қызыл жебе», пьесы «Сталинге хат» («Письмо Сталину») и «Бесеудің хаты» («Письмо пяти»). Его произведения переведены на многие языки мира, в том числе и на русский язык.
Кроме упомянутых проз, он также перевел на казахский язык венгерские народные сказки, произведения Ханса Кристиана Андерсена, Чингиза Айтматова и Э. Эрскина.
Современная жизнь потеряла бы историю, если бы лишилась памяти о великих поэтах и прозаиках. Авторы многих великих произведений в могли бы отметить юбилеи, если бы человеческая жизнь была бы длиннее. Впрочем, память о них жива, а значит, живы и юбиляры…