Состоялось экспертное обсуждение реформирования института президентства.
Модерировал мероприятие доктор юридических наук, профессор Университета, экс-судья Конституционного Суда РК (1992-1995 гг.) Сергей Ударцев, сообщает El.kz.
Как отметил профессор, в развитых странах с устоявшимися демократическими традициями и закрепившейся правовой и политической культурой, как правило, существуют четырех- или пятилетние сроки полномочий президентов с возможностью избираться еще раз, то есть всего на 8-10 лет.
В ряде стран в конституциях закреплен однократный срок выборов главы государства, без права избрания на следующий срок — например, в Албании (на 5 лет), Армении (на 7 лет), Израиле (на 7 лет), в Южной Корее (на 5 лет с 1987 г.), Колумбии (в 1991-2004 и вновь с 2015 г.), Мексике (на 6 лет), Монголии (на 6 лет, с 2019 г.) и др.
Сокращение срока полномочий президента – одна из форм самоограничения народом своих прав. В докладе Венецианской комиссии (2018 г.) отмечается, что «…ограничивая срок президентских полномочий, народ в целях сохранения демократической̆ системы добровольно ограничивает свое право выбирать представителя».
По мнению Венецианской комиссии, «отдельного права человека на переизбрание не существует. Предусматриваемая конституцией возможность баллотироваться еще на один срок представляет собой разновидность или ограничение права на участие в политической̆ жизни — в частности, права баллотироваться на должность». Поэтому установление в конституции возможности лишь одного переизбрания или ограничение срока полномочий президента одним сроком не нарушают права человека.
Доктор юридических наук, Associate Professor, руководитель Школы немецкого и административного права, член научно-консультативного совета при Верховном Суде Республики Казахстан Роман Мельник обозначенную тему раскрыл сквозь призму Конституции РК.
Президент РК, согласно статье 40 Конституции РК, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Сроки полномочий президента, их изменение – это часть политики, которая, очевидно, не может оставаться неизменной. Более того, часто (в мировом масштабе) изменения в политическом векторе того или иного государства становятся примерами для других стран. Поэтому политика должна оставаться всегда «живым» органом в теле современного государства.
Очевидно, что президент, основываясь на своих полномочиях, имеет право и должен искать новый политический курс, по мере необходимости обновлять ранее принятые решения.
Президент, согласно Конституции, имеет право инициировать любые политические преобразования в стране.
Напомним, в послании народу Казахстана глава государства предложил установить ограничение мандата президента в один срок продолжительностью семь лет без права переизбрания и осенью текущего года провести внеочередные президентские выборы.