Технологический прогресс и равные возможности привели к нарушению существовавшего века тренда о сверхсмертности мужчин по сравнению с женщинами.
31 мая 2022 года опубликованы сенсационные данные о том, что в Казахстане начался дефицит невест. Так, со ссылкой на статданные, портал ranking.kz поделился информацией о том, что в нашей стране сокращается разрыв между мужским и женским населением не в пользу прекрасного пола.
«Доля женщин в общей численности населения к началу года составляла 51,44%», — говорится в публикации. — «Для сравнения: годом ранее показатель составлял 51,48%, пять лет назад — 51,62%, десятилетием ранее — 51,77%».
Но самой любопытной оказалась информация о том, что в самом брачном возрасте до 28 лет казахстанских девушек и вовсе не хватает на всех мужчин. Соотношение равно 956 девушкам против 1000 парней.
«Численность молодых женщин в возрасте от 14 до 28 лет в РК сократилась за год на 0,1%, составив к началу текущего года 1,83 млн человек», — уточняет портал. — «В то же время численность молодых мужчин в том же возрасте, напротив, выросла на 0,1%, до 1,92 млн человек. Эта динамика — также стабильный тренд. В итоге доля молодых женщин в общей численности молодёжи на начало 2022 года составила всего 48,87%, то есть менее половины».
С вопросом «куда подевались невесты» мы обратились к известному казахстанкому ученому-демографу, доктору исторических наук Александру Алексеенко.
— Ничего сенсационного в опубликованных данных о дефиците молодых женщин в Казахстане на самом деле нет, — констатировал эксперт. — Всегда мальчиков рождается больше, чем девочек. И всегда, в зависимости от страны, — 105-110 мальчиков на 100 девочек, такова общемировая тенденция.
До 30-35-летнего возраста число мужчин преобладает над числом женщин. Далее идет выравнивание
А уже к 70-летнему возрасту на 100 женщин остается только 30-35 мужчин. Так было всегда. И Казахстану эта тенденция также присуща.
— Как выглядит гендерная картина в связи с технологическим прогрессом? Ранняя мужская смертность-то в основном связана с опасными условиями труда, войнами и так далее. Но сейчас самые сложные производства уже не такие опасные, на дорогах все больше безопасного транспорта. То есть вроде бы стало меньше причин умирать раньше времени. Не так ли?
— Сверхсмертность мужчин в ДТП действительно снизилась. Но не потому, что мужчины стали меньше погибать, а потому что женщины их в этой статистике догоняют.
Предприятий и огромного количества тяжелых производств значительно меньше, этот фактор также раньше играл очень большую роль, сейчас нет.
Но лидерами среди причин ранней смертности мужчин по-прежнему остаются алкоголь и другие вредные привычки. Здесь мужчины пока женщин опережают. Опять же — пока
С течением времени эволюция этих показателей происходит, конечно, но общий тренд сохраняется.
— Есть какие-то перспективы выравнивания гендерной статистики ранней смертности у мужчин и женщин? Борьба за равные права все-таки прекрасному полу удалась.
— Сложно давать такие прогнозы.
Когда я изучал эти тенденции несколько лет назад, данные были таковы, что в возрасте от 20 до 40 лет мужская смертность превышала женскую в 3-4 раза
Это вовсе не означает, что женщины более живучие (хотя это в какой-то степени так и есть), так как живучесть не проявляется каким-то выбранным 20-летним отрезком времени жизни от 20 до 40 лет. Значит, мужская сверхсмертность связана с внешними экзогенными факторами. И эти факторы постоянно сменяют друг друга.
— Правда ли, что природа сама регулирует мужскую рождаемость перед войнами и после войн с целью восстановления мужской популяции на планете?
— Наука фиксирует такие вещи — да, а вразумительных объяснений, связано это действительно с войнами или нет, еще не существует. Все-таки это на уровне популистских заявлений, а не научно доказанного факта.
— Некоторые считают, что сокращение женской популяции в Казахстане — последствия голодомора 30-х годов прошлого столетия. Могут ли демографически события 100-летней давности влиять на сегодняшние дни?
— Впервые слышу такую теорию, что количество женского населения сейчас связано с голодомором начала XX века. Иначе и татаро-монгольское нашествие также можно увязать с современной казахстанской демографией.
Исторические события безусловно влияют на демографию на десятилетия вперед, но не в гендерном плане
Могу сказать, что после переписи населения 1897 года, когда случились джуты, народно-освободительное восстание 1916 года, гражданская война, голод 20-х и 30-х, численность казахов к уровню 1897 года восстановилась только к концу 60-х годов XX века.
— Условно говоря, военные и другие негативные события так или иначе влекут гибель молодого населения, вызывая демографические провалы. И поскольку на начало XX века пришлось много таких событий, а потом еще и Великая отечественная война, волны демографических провалов безусловно влияли на численность населения. Но, повторюсь, не на его гендерную составляющую.
И деторождаемость в послевоенные годы в основном связана, как я считаю, не с желанием природы восстановить мужскую популяцию, а с тем, что восстанавливаются семейные связи
А дефицит молодых женщин в Казахстане всегда нужно рассматривать через региональную призму. Где-то может быть выше внутренняя миграция мужчин или женщин. Даже расположение в населенном пункте вуза с женскими специальностями влияет на демографическую картину этого региона.
— То есть нет причин утверждать, что молодые женщины куда-то убежали из Казахстана?
— Я с такими статистическими данными в таком контексте не сталкивался. Следовательно, чтобы сделать выводы и дать ответ на вопрос,
куда делись молодые женщины, надо изучить целый круг обстоятельств — от образовательных и трудовых возможностей до уровня жизни в том или ином регионе
Миграция населения — процесс непрерывный.
В любом случае, чтобы подтвердить концепцию снижения женского населения в Казахстане, нужны длительные тенденции и наблюдения. Разовые вспышки — не основание утверждать, но повод для мониторинга в ближайшие несколько лет.