В правительстве все еще опровергают слухи о дефиците сахара, но ажиотаж из-за него продолжается. Вину за дефицит и рост цен перекладывают на самих казахстанцев.
По данным аналитиков EnergyProm, производство сахара с начала 2022 года составило 81,8 тыс. тонн — на 2,1% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. При этом годом ранее наблюдался взрывной рост производства — сразу в 3,7 раза.
Более двух третей сахара производят в Жамбылской области — 56,5 тыс. тонн.
По итогам первого квартала отечественные производители обеспечили спрос на 39%. Заметим: казахстанское производство показало спад сразу на 25,2% за год, на 9% сократился импорт — до 60,1 тыс. тонн.
В итоге на внутреннем рынке в первом квартале 2022 года реализовали 98,5 тыс. тонн сахара — на 15,7% меньше, чем годом ранее. Экспорт в секторе незначителен, к тому же сократился почти в восемь раз.
В 2021 году сахар вызывал небывалый ажиотаж, причем неоднократно. На фоне мартовского запрета на экспорт сахара из России его стоимость в Казахстане выросла сразу на 34,3% по сравнению с февралем.
Тогда же министерство торговли и интеграции совместно с Минсельхозом заявили, что в стране нет дефицита сахара, а запасов хватит на три месяца — более того, они постоянно пополняются. Утверждение, что дефицита не намечается, МТИ повторяло не раз.
При этом в том же месяце, несмотря на заявления МТИ и МСХ, в магазинах разных городов РК полки с сахаром оказывались пустыми. Любопытно, что МТИ обвинило в ажиотаже самих граждан. Позднее были выявлены также случаи спекуляции отдельных продавцов.
Рост цен на сахар продолжился и в последующие месяцы: в апреле он подорожал еще на 4,5%, в мае — на 5,7%. В итоге годовое удорожание (май 2022 года к маю 2021) составило сразу 60,5%.
В мае сахар вновь исчез с полок магазинов. На сей раз непосредственно министр МТИ Бахыт Султанов признал дефицит сахара в стране и объяснил его введенным запретом на экспорт со стороны РФ. Парадоксальным образом уже министерство сельского хозяйства заявило, что дефицита нет — поставки осуществляются, а заводы работают на полную мощность.
Абсурдность ситуации невозможно объяснить логически, равно как и противоречивые заявления разных министерств — МТИ и МСХ. Более того: после признания министром МТИ дефицита сахара в стране председатель комитета торговли МТИ Ержан Казанбаев, по сообщению Liter.kz, опроверг его заявление в течение дня и вновь рассказал о «необоснованном» ажиотаже.
Все это говорит разве что о неэффективной работе министерств и слабых коммуникациях этих ведомств с населением. Явно хромают каналы доведения до казахстанцев информации, способной не допустить ажиотажа «на ровном месте» (если, конечно, поверить МТИ и МСХ, что это действительно так).
Впрочем, уровень доверия граждан властям остается крайне низким, так что люди уже не полагаются на заявления ведомств и стремятся на всякий случай вовремя запастись «недефицитным» продуктом.