Ограничения на отправку казахстанской нефти могут больно ударить по Казахстану.
Заявление Касым-Жомарт Токаева о непризнании «квазигосударств ЛНР И ДНР» и требование прекратить некорректно высказываться в адрес Казахстана, похоже, не понравились Путину. Спустя два дня после Петербургского международного экономического форума Россия приостановила отгрузку казахстанской нефти через нефтяной терминал Новороссийского порта. Официальная причина — разминирование порта от мин времен Второй мировой войны. Это якобы планировалось еще до выступления Токаева.
Между тем, как отмечает Рашид Жаксылыков, председатель президиума Союза нефтесервисных компаний, в марте отгрузка казахстанской нефти уже приостанавливалась в результате аварии. Сегодня ситуация повторяется.
— Здесь надо понимать, что
Новороссийский нефтяной терминал существует не первый год, работает еще с советских времен. Почему же мины и торпеды обнаружились там только сейчас?
К тому же это огромный терминал, у которого категория пожаробезопасности номер один. Представьте, какой взрыв в случае чего может там произойти! Поэтому, думаю, выступление нашего президента стало дополнительным толчком начать эти технические работы. Ведь
Россия давно хочет вынудить Казахстан поддержать их политические амбиции
Когда наш глава государства заявил, что считает ДНР и ЛНР нелегитимными, в российском правительстве и начали действовать.
Риторика такая: раз мы в экономическом кризисе, потянем за собой и вас. С конца января я не раз говорил, что это произойдет: однозначно нам будет ставить препятствия только Россия. Думаю, в перспективе она захочет приватизировать и национализировать КТК, в то время как Запад начинает национализировать российские активы за рубежом, включая недвижимость госкомпаний и олигархов, — говорит Жаксылыков.
В итоге, как он отмечает, сегодня наша страна попала в ситуацию неопределенности. Вроде есть надежда, что саперы обезвредят мины, но не очень ясно, за какой промежуток времени.
— Вероятно, будут тянуть для политического торга. То есть
терминал для Казахстана откроют при условии, что либо мы отправим армию, либо официально признаем ДНР и ЛНР, либо поможем «северному соседу» обходить санкции
Сегодня в России прекрасно понимают, что нефтяное эмбарго против нее потихоньку начинает действовать. 5 декабря собираются ввести уже стопроцентное эмбарго на российскую нефть. Поэтому
Россия сейчас хочет увеличить дефицит нефти в Европе, приостанавливая подачу казахстанской. На мировом рынке нефти Казахстан по поставкам занимает всего 1,5%, а наши поставки в Европу — 30% всего объема. Главная цель России сейчас — одной пулей убить двух зайцев — и соседа приструнить, и Европе насолить. Чем это чревато для нас?
Во-первых, тридцать лет развития нефтяной промышленности коту под хвост. Ведь с 25 млн тонн мы дошли до 90 млн, потратив на развитие более 600 млрд долларов. Во-вторых, Казахстан экспортирует через Россию 55-57 млн тонн, а это 50% бюджета и 70% доходов от экспорта.
Сейчас Казахстан рискует потерять рынок Европы, потому что нефтяные контракты обычно заключаются на очень долгий период, и если будет длительная приостановка, восстанавливать все будет непросто, — констатирует он.
Поэтому, по мнению Жаксылыкова, мы должны задуматься о строительстве нового канала, опираясь на существующие нефтепроводы, где уже есть коммуникации.
— Нужно увеличивать пропускную способность нефтепровода Атасу — Алашанькоу в китайскую сторону. Сейчас его мощность 20 млн тонн в год, ее необходимо увеличить до 100 млн тонн, чтобы наша нефть шла на восток
Но парадокс в том, что Россия по этой трубе сейчас гоняет 18 млн тонн, а мы только 2 млн. Казахстан можем Россию оттуда выгнать и оставлять свою нефть.
Также можно развивать проект Актау – Баку – Джейхан и оттуда начать отправки своей нефти в Европу. Но на развитие любого проекта нужны инвестиции
Надо сделать так, чтобы инвесторы нам поверили, что у нас будет 100 млн тонн и запас есть. А для этого нужно усилить геологоразведку, — заключает председатель президиума Союза нефтесервисных компаний.