Это позволит уменьшить товарную зависимость от России.
Антироссийские санкции приводят к изменениям торговых маршрутов и переделу рынков во всем мире. И Казахстану тоже стоит подумать о том, чтобы завязать альтернативные торговые отношения с другими странами: найти новые рынки для покупки и продажи товаров.
Сегодня санкции, введенные против России, уже сказываются на многих сферах экономики нашей страны. К примеру, в четыре раза подорожали грузоперевозки, закрылись многие мельницы из-за запрета России на поставки к нам ее зерна, наблюдается дефицит и удорожание автозапчастей…
Пока основной товарооборот у Казахстана с Россией. А так как рубль к тенге подорожал и стоит уже 6,78 тенге, многие российские товары взлетели в цене. Но экономист Рустем Жансеитов подчеркивает, что рубль сейчас неконвертируемая валюта и держится только за счет политической воли — это директивно установленный курс.
А в целом Россия своими политическими решениями подрывает экономики стран ЕАЭС, в том числе Казахстана.
— Тенге сейчас продолжает быть в фарватере рубля. И, честно говоря, это наше проклятье.
Казахстану необходимо собрать свою волю в кулак и выйти из ЕАЭС или по крайней мере приостановить членство до нормализации ситуации. Только так получится произвести отвязку от рубля
Россия сейчас использует страны ЕАЭС как лазейку, в том числе через Казахстан закупает всевозможные товары, которые к ним напрямую не поставляются. Это несет для нас санкционные риски.
Казахстану приходится тратить валютные запасы на поддержку кросс-курса тенге ввиду крепкого рубля. Если бы биржевые торги рубля сейчас проводились, наверняка он бы мог сейчас стоить и 150, и 200. Курс тенге тоже бы опустился. Но сейчас Россия в отместку санкциям может сделать курс рубля к доллару вообще 40, — предполагает Жансеитов.
По его мнению, плотную экономическую привязку к России можно отследить даже по дефициту сахара, который образовался после запрета на его экспорт из России.
— Сахар исчез, потому что наши к этому были не готовы, надеясь на российский сахар. И такая картина наблюдается по многим позициям
Сам я недавно столкнулся с необходимостью купить диван и обнаружил, что большая часть мягкой мебели завозится из России. А качество нашего местного мебельного производства оставляет желать лучшего. Я сам видел их ужасные мебельные цеха в полуподвалах. Другая альтернатива — мебель из Европы, но цены на нее заоблачные.
Мне кажется, один из выходов, чтобы все-таки отвязаться от российской зависимости, это усилить сотрудничество с Китаем, чтобы оттуда к нам шло больше товаров. Для этого с Поднебесной нам надо заключить отдельное торговое соглашение
С другой стороны, если увеличится поток товаров из Китая, нам будет сложнее развить свое собственное производство. Поэтому надо выбирать, — считает экономист.
Экономист Алмас Чукин также считает усиление торгового сотрудничества с Китаем важным направлением диверсификации экономики. Но для этого надо расширить железнодорожные пути, чтобы резкий рост товарооборота не создал логистических проблем.
— Китай сегодня производит практически все, кроме, пожалуй, наших привычных продуктов питания. Впрочем, рынок сам расставит все по местам. Недавно на работе мне принесли бумагу А4, а она оказалась тайваньская. Вероятно, начали завозить, когда российская на время исчезла, да и цены подскочили. Причем качество даже лучше, чем российской.
Так что купить товары, особенно потребительские, не проблема. Бизнес может быстро переориентироваться за два-три месяца. А вот с продажами нашей продукции в Китай дело обстоит сложнее — надо делать что-то конкурентоспособное
Но пока в основном мы отправляем в Китай сырье. Неплохо идут туда и кондитерские изделия, включая мороженое. Экспорт потихоньку растет.
Последние два-три года мы отправляем и мясо: до этого Китай его не пропускал, потому что наши производители не могли обеспечить санитарный контроль.
Не думаю, что на внутреннем рынке мяса не хватит, как опасаются некоторые, просто надо больше производить. Чем больше продаешь, тем больше производишь: без продаж производство не вырастет, надо же инвестировать
Это касается всей нашей сельхозотрасли. В Китае больше миллиарда населения, и если мы сможем его прокормить, то и отрасль разовьется.
Сегодня господдержки сельского хозяйства в Казахстане предостаточно, но проблема в том, что там, где раздаются дармовые деньги, сразу возникает много желающих их получить. В итоге каждый пытается направить денежные потоки в свою сторону и по факту средства тратятся бездарно. В этом направлении нужна более продуманная политика, — заключает экономист.