И связано это не с плохим управлением деньгами вкладчиков ЕНПФ, а с волатильностью финансовых рынков в целом.
13 мая состоялось очередное заседание общественного совета ЕНПФ, на котором с отчетом об управлении пенсионными активами выступил заместитель директора департамента монетарных операций Нацбанка Нуржан Нургазин.
— На 1 мая 2022 года портфель активов ЕНПФ составляет 12,9 трлн тенге, — рассказал представитель регулятора. — В структуре портфеля на долю государственных ценных бумаг приходится порядка 41%, на долю финансовых инструментов квазигоссектора — 15%, банков второго уровня — 9%. Доля пенсионных активов, переданных внешним управляющим, составляет порядка 11%. С 2014 года пенсионные активы, номинированные в долларах США, увеличились с 17 до 32 процентов.
Что касается распределения валютного портфеля, по состоянию на 1 мая 2022 года доля облигаций развитых стран составляет почти 26%, развивающихся стран — 15%, корпоративные облигации — до 15,7%, акции — до 16,6%.
Но наибольший интерес у членов общественного совета вызвало инвестирование пенсионных активов в принципе с учетом реформы по досрочному изъятию излишков накоплений.
— С начала реформы мы видим большой отток из портфеля пенсионных активов, — рассказал Нуржан Нургазин. —
Начиная с февраля 2021 года и по состоянию на 1 мая 2022 года изъятия составили 3,4 трлн тенге. Это колоссальная сумма
Так как изначально, когда мы готовились к изъятиям в середине 2020 года, понимая, что реформе быть, постепенно начали удерживать активы и не инвестировать их в долгосрочные инструменты.
И поскольку в распоряжении Нацбанка не так уж и много направлений для инвестирования, в основном деньги вкладчиков зарабатывали на вложении в ГЦБ, облигации квазигоссектора, банков второго уровня и международных финансовых организаций.
— Также для диверсификации портфеля у нас есть такое направление, как покупка валюты. Но учитывая начавшуюся реформу и оттоки активов из ЕНПФ, инвестиции в 2021 году были минимальными по сравнению с 2018-2020 годами, — уточнил представитель Нацбанка. —
Инвестирование пенсионных активов в 2021 году и первом квартале 2022 года было ограничено изъятиями,
общий объем пенсионных активов, инвестированных в рамках направлений, одобренных Советом по управлению Нацфондом на 2021 год, составили всего 370 млрд тенге. Были приобретены ГЦБ на сумму 318 млрд со средневзвешенной доходностью 10,8% годовых и облигации БВУ в объеме 52 млрд со средневзвешенной доходностью 12,2% годовых. В том числе в рамках программы экономики простых вещей.
В Нацбанке констатируют, что в последние четыре месяца изъятия из ЕНПФ уменьшились.
— То есть мы видим, что в 2022 году инвестиций у нас будет гораздо больше, но мы остаемся консервативным инвестором. Поэтому за первые четыре месяца 2022 года за счет пенсионных активов были приобретены ГЦБ на 375 млрд тенге с доходностью 12,3%, — рассказал Нургазин.
Он отметил, что за четыре месяца 2022 года Нацбанк сделал больше инвестиций, чем в 2021 году в целом. Позитивно на доходности портфеля ЕНПФ сказался опыт передачи активов во внешнее управление.
— Их объем составляет порядка 3 млрд долларов США, это 11% от пенсионных активов, — сказал представитель Нацбанка. — Чтобы не пугать вкладчиков, мы всегда говорим, что под передачей активов зарубежным управляющим понимается не фактический перевод средств, а наделение этих компаний полномочиями по управлению активами.
Все деньги остаются, по сути, на счетах Нацбанка в банке-кастодиане, просто открывается доступ к счету
Наконец, общественный совет увидел размеры накопленной доходности пенсионных накоплений и накопленной инфляции с 2014 года, когда произошло слияние пенсионных фондов в ЕНПФ.
— Если смотреть накопленную доходность пенсионных накоплений под управлением Нацбанка, она превышает уровень инфляции. А это обеспечивает не только сохранение покупательской способности и сбережений вкладчиков, но и их рост в реальном выражении, — отметил Нуржан Нургазин. — Мы любим показывать доходность с 2014 года, потому что с точки зрения управления пенсионными активами мы долгосрочный инвестор, у нас инвестгоризонт очень длинный.
Таким образом, с 2014 по 2021 годы накопленная доходность составила 109,4% при накопленной инфляции 83,5%
То есть реальная доходность превысила инфляцию на 26%.
Но в 2022 году регулятор опасается не догнать инфляцию.
— Несмотря на отрицательную доходность в марте и апреле 2022, мы понимаем, что этот год для инвесторов очень сложный. То есть произошло то, чего никто ожидать не мог, — поделился представитель Нацбанка. — Рынки сейчас волатильные, все падает, мы видим инфляцию в развитых странах. И Казахстан, я думаю, не исключение, учитывая, что происходит у наших близких соседей.
Нуржан Нургазин уточнил, что отрицательная доходность пенсионных активов марта-апреля 2022 года обусловлена прежде всего укреплением тенге к доллару США после значительного ослабления курса с конца февраля до середины марта.
— Свою роль сыграла также отрицательная переоценка ценных бумаг в связи с ростом доходности. Но несмотря на это, с начала 2022 года у нас все равно начислено инвестиционного дохода 136,5 млрд тенге, — подчеркнул представитель Нацбанка. — И мы видим, что реальная инфляция сильно разгоняется.
За последние 12 месяцев она составляет 13,2% при доходности пенсионных активов в 8%
Но, опять же, нужно смотреть на то, что ЕНПФ долгосрочный инвестор. Если не ошибаюсь, с 2017 года мы инфляцию били, а в 2022 году перед нами реальный вызов. Будет сложно. Причем мы видим, учитывая, что валютная часть пенсионного портфеля составляет порядка 32%, валютная переоценка бьет очень сильно.
По данным представителя Нацбанка, укрепление доллара на один тенге приносит 9 млрд тенге дохода, а ослабление доллара на один тенге — 9 млрд тенге убытка
И в последнее время тенге очень волатилен.
Когда в адрес Нуржана Нургазина прозвучал вполне конкретный вопрос о его прогнозах по доходности пенсионных активов по итогам 2022 года, он с большой осторожностью сказал, что риск не догнать инфляцию есть.
— Да, мы сейчас отстаем, инфляция выше, — пояснил спикер. — Но даже если в 2022 году мы ее не догоним, наверстаем в следующем году. Я бы сейчас не хотел давать прогнозы. Верю, что мы сможем.
А опасения не догнать инфляцию есть. Этот вопрос мы ежедневно поднимаем и с аналитиками, и с трейдерами, доносим до руководства
Но на самом деле причина не в том, что доходность пенсионных активов низкая, а в том, что инфляция аномально высокая.