До конца года Агентство по финмониторингу планирует разработать обязательный к исполнению стандарт безбарьерного получения лицами с инвалидностью всего спектра финансовых услуг.
Три года комиссия по правам людей с ограниченными возможностями имени Кайрата Иманалиева совместно с депутатами парламента и агентством работала над проектом финансовой инклюзии. Итогом стали методические рекомендации к финансовым организациям по устранению физических, информационных и отношенческих барьеров к людям с инвалидностью.
— Сначала мы думали, что они будут выполняться банками, а когда провели полный мониторинг исполнения, выезжая рандомно в отделения банков, увидели, что финансовые организации отнеслись к рекомендациям как к очередному письму от агентства, — рассказала заместитель директора департамента по защите прав потребителей финансовых услуг Агентства Айгуль Канатбаева. — И мы пошли дальше:
изучили международный опыт и решили, что надо законодательно закреплять норму для физического, информационного и других доступов людей с инвалидностью к получению финансовых услуг
Разработали стандарт, который сейчас обсуждаем с финансовыми организациями и будем вносить в рамках изменения законодательства.
На самом деле результаты трехлетней работы, которую проделал коллектив комиссии под руководством известного общественного деятеля Вениамина Алаева, это большая победа для огромного количества казахстанцев с инвалидностью. Их более 700 тысяч. И это не включая членов их семей. По данным Алаева,
как минимум 400 тысяч из общего числа инвалидов — люди трудоспособного возраста, от 125 до 150 тысяч из них имеют постоянное место работы и доход
По словам юриста комиссии Гульмиры Бурашевой, согласно законодательству о пенсионном обеспечении инвалиды 1 и 2 групп освобождаются от уплаты обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ. То есть даже если они работают и имеют постоянный доход, по умолчанию работодатели не делают 10-процентных отчислений в ЕНПФ. На этом основании люди лишены возможности кредитоваться в банках, хотя по всем параметрам являются такими же полноценными потребителями финансовых услуг, как и люди без инвалидности.
— Также существует норма, позволяющая работнику с инвалидностью подать работодателю заявление об уплате пенсионных взносов, — говорит Гульмира Бурашева, — но в силу низкой правовой осведомленности люди ей не пользуются.
Комиссия по правам людей с инвалидностью имени Кайрата Иманалиева — первая в Казахстане организация, которая занялась вопросом финансовой инклюзии на системном уровне.
— За годы независимости разные организации и НПО даже подавали в суд, чтобы восстанавливать свои права, но безуспешно, — говорит Вениамин Алаев. — Финансовая инклюзия — не только пандусы и тактильные направляющие в отделениях банков, это и беспрепятственный доступ к банковским продуктам, которые должны быть адаптированы под людей с инвалидностью.
Почти всегда люди с инвалидностью получает в банке отказ в кредите из-за отсутствия сведений о доходах
А вообще-то есть различные системы оценки финансовой устойчивости граждан, в том числе и социальные. Мы этот вопрос продолжим, и считаю, что банкам и тем, кто войдет в нашу коалицию по финансовой инклюзии, нужно будет подумать о разработке нового механизма оценки финансовой устойчивости граждан с инвалидностью.
По словам руководителя комиссии, в Казахстане люди этой категории также не могут оформить страховку для получения той же визы.
— Страхование — тоже финансовая услуга, — поделился мнением Вениамин Алаев. — Причем чем более видима стигма человека с инвалидностью, тем выше риск отказа в страховке. Таким образом, мы везде сталкиваемся с прямой дискриминацией по признаку инвалидности.
Подводя итоги трехлетней работы комиссии, ее участники рассказали о трех судебных кейсах по восстановлению прав на безбарьерное получение услуг. Два из трех исков инвалиды у банков выиграли.
Незрячий Кенжегул Сейтжан подавал в суд сразу на три банка. В числе его требований были:
— Представители банков, к сожалению, не согласились с нашими доводами и говорили, что не видят никаких препятствий для получения банковских и финансовых услуг людьми с инвалидностью, — прокомментировала юрист Гульмира Бурашева судебную тяжбу незрячего гражданина с тремя банками. — Во время судебных слушаний мы выезжали на место, провели осмотр и зафиксировали, что полной доступности действительно нет.
Есть пандус, но нет перил. Либо если есть тактильная дорожка, то она ведет в никуда. Мы наглядно показали на банкоматах с участием нашего незрячего истца. Если он найдет место, куда вставлять карточку, то никак не выберет язык проведения операции — информация на экране не озвучивается, нет входа для наушников.
Что самое интересное, два банка после проигрыша инвалиду в Медеуском районном суде подали апелляционные жалобы.
— И даже тогда суд, обращаясь к представителям банков, спросил, сможет ли воспользоваться банкоматом незрячий клиент?
Судья сам сказал, что лично видел, как к незрячим подходят сотрудники банков, ведут их за руку к банкомату, люди отдают им свои карточки и называют пин-коды
О каких правах мы говорим в таком случае? — отметила Гульмира Бурашева. — Апелляция полностью поддержала решение первой инстанции, наши требования о необходимости создания условий для инвалидов удовлетворены судом.
Инвалид-колясочник Богдан Джепка также выиграл в суде у одного из казахстанских банков, когда не смог попасть в отделение, чтобы оплатить обучение дочери.
— Я пришел в банк оплатить обучение дочери, мне отказали в услуге, — рассказал истец. — Я даже не смог заехать в коляске в здание отделения, а банкомат, ранее стоявший на улице, убрали. Сотрудники банка вышли на улицу и сказали мне, что это не их дело, как я попаду в отделение банка, и посоветовали идти в другое место.
Я позвонил в Call-центр банка, все рассказал и попросил, чтобы со мной связались. Это было в апреле. Ждал звонка до осени, но мне так никто и не позвонил. А я еще в апреле предупредил, что вернусь.
Вернулся, а там та же история. Тогда я подал в суд. И как только это случилось, нас сразу же пригласили в отделение банка на переговоры, сразу же появился подъемник у входа, но внутри отделения так и остались непреодолимые для меня две ступеньки.
Суд я выиграл, но пошли разговоры, что, дескать, мы, инвалиды, специально шантажируем банки.
Инвалид-колясочник с тяжелой формой ДЦП Ернар Сарсеев сейчас судится с банком. Его иск также связан с отсутствием доступа к банкомату и отделению банка. Параллельно он хочет взыскать с банка моральный вред за причиненные ему неудобства и ограничение его прав.
— Возле моего дома отделение банка, я мог спокойно воспользоваться банкоматом, пока не установили козырьки с ограждениями, к которым не подъехать в коляске, — рассказал истец. — Я говорил об этом сотрудникам банка, дважды мы писали в банк досудебную претензию, но ответа не получили.
А как только подали в суд, нам сразу позвонили и пригласили в алматинское отделение
В итоге за месяц они привели отделение в порядок, установили дополнительный банкомат, доступный для меня, но моральный вред оплатить не хотят, потому что это не положено по внутренним документам банка. Ждем суда.
По словам Гульмиры Бурашевой, во всех трех случаях банкиры убеждали истцов о преждевременной подаче исков.
— Аргументация такая: мы же готовы сотрудничать и не отказываем вам напрямую, — говорит юрист. — Так у нас закон о социальной защите инвалидов существует с 2005 года, а Конвенцию о защите прав инвалидов Казахстан ратифицировал в 2015 году, то есть было как минимум семь лет на то, чтобы привести отделения в порядок. Во всех случаях наших исков налицо была дискриминация, ущемление прав граждан по признаку инвалидности.
Но в связи с тем, что в нашем законодательстве вообще нет понятия что такое дискриминация, тем более в отношении лиц с инвалидностью, мы дискриминацию доказать не смогли
Только отсутствие физической доступности.
По словам Вениамина Алаева, антидискриминационного законодательства в Казахстане нет в принципе. А потому доказать факт дискриминации невозможно.
— Необходима имплементация норм конвенции в отечественное законодательство в контексте антидискриминационных мер, — считает руководитель комиссии. — Нужны поправки в законодательство о социальной защите людей с инвалидностью, как и в целом закон о запрете дискриминации.
Конвенции — наднациональные документы, приоритетные в исполнении. А банки в судах продолжают ссылаться на отсутствие норм в отечественном законодательстве
И мы не можем ничего с этим сделать. Но обязательно сделаем, как добились защиты своих прав по финансовой инклюзии.