Есть предпосылки для серьезной девальвации российской валюты до конца года, и рублевая наличность в Казахстане станет «мертвым» активом, если государство не разрешит ее вывозить.
12 мая Bloomberg назвал рубль лучшей мировой валютой благодаря контролю над движением капитала в России.
«Курс рубля по отношению к доллару вырос с начала года на 11% по отношению к доллару и стал лидером по росту среди 31 основной валюты», — сообщило информагентство.
Однако многие эксперты, что также отмечает Bloomberg, сомневаются в достоверности укрепления рубля.
«Многие операции по обмену рубля прекратились, и стоимость рубля на бирже не означает, что в реальном мире российская валюта торгуется по той же цене. Эффект от мер российских властей все равно примечателен тем, что другие страны, которые поступали аналогично, его не добились: например, Турция и Аргентина — их валюты так и не восстановились после падения», — резюмируют эксперты.
Тем временем в Казахстан хлынули миллионы российских рублей, которые никак невозможно использовать. Об этом написал экономист Эльдар Шамсутдинов в своем профиле в Facebook.
«Наличные рубли заполонили наш рынок, в отдельных БВУ накопилось свыше 400 млн рублей наличных. Рубли пришли из Кыргызстана, где их стало так много, что можно топить печки. Вывезти рубли из Казахстана невозможно, так как в марте указом президента запрещен вывоз валюты в сумме, превышающей эквивалент 10 тысяч долларов США.
Нацбанк на все обращения БВУ с просьбой разрешить вывоз рублей, в том числе ветхой валюты, ответил отказом
Что делать дальше, непонятно, — констатирует экономист. — Иностранные инвестиционные компании готовы занять рубли от месяца до года, предлагают ставку выше 30% годовых. Это значит, IB ставят на большой девал рубля в течении года».
И это любопытно, учитывая объем замороженной, по сути, российской наличности в Казахстане. Свои предположения о вариантах исхода ситуации к концу года Эльдар Шамсутдинов рассказал медиапорталу 365info.
— Можно немного подробнее об отказе Нацбанка банкам вывозить рубли за пределы Казахстана?
— С такой просьбой к Нацбанку обращалась Ассоциация финансистов Казахстана.
И пока он отказал, поскольку сейчас Нацбанк очень сильно опасается вторичных санкций
Это слишком серьезно, чтобы игнорировать. Вместе с тем ту рублевую наличность, что скопилась в банках, вполне можно назвать замороженными активами. Как такового хода рубля в Казахстане нет, поскольку мы торгуемся в национальной валюте. То есть на эти наличные рубли невозможно ничего купить.
— А при взаиморасчетах с Россией при товарообороте эти деньги обратно никак нельзя отправить?
— В том и проблема, что деньги наличные, их можно только вывезти. Попали они к нам через Кыргызстан, а он, как известно, одним из первых заявил о продолжении сотрудничества с Россией. Плюс не будем забывать,
рынок «Дордой» достаточно серьезная артерия между Кыргызстаном и Китаем, через которую проходит много «серого» импорта. В том числе в рублях
Если внимательно посмотреть, в принципе, у России и Кыргызстана очень тесные экономические связи, поэтому рубли и пошли в Кыргызстан.
— А к нам как? В сумках? Или при взаиморасчетах за кыргызский импорт?
— В сумках. Объясню, почему. На старте валютообменных операций на эти наличные рубли в Казахстане покупали ликвидные активы, доллары и другую валюту. Это были такие ранние действия на панике.
Сейчас поток приостановился, поскольку стало понятно, что даже если и покупать доллары, получается слишком дорого
Так что оставшиеся валютные операции с наличным рублем совершаются при возникновении каких-то специфических потребностей. Например, внутрисемейные переводы или оплата за учебу в России.
— Вы предполагаете, что грядет большая девальвации рубля. Что произойдет в таком случае с той самой замороженной рублевой наличностью в банках?
— Обесценится на 15-20%. Но это, я подозреваю, будет вынужденной мерой. Почему у меня такие прогнозы? Когда инвестиционные банки занимают в рублях, они на них покупают доллары, а когда происходит обесценение, возвращают те же самые рубли, но при продаже доллара получают еще больше.
Конечно, это не покупка валюты напрямую, но работает это именно так. И если инвестбанки заявляют, что готовы занимать рубли под высокий процент, скорее всего, они дают сигнал рынку, что рубль подешевеет, а текущее его укрепление явление временное.
— То есть Россия сейчас тратит большие ресурсы, чтобы искусственно поддерживать текущий курс?
— Очень спорное утверждение. Я думаю, позитивно на положении рубля отразилось заявление Германии о неготовности ввести эмбарго на газ из России. Плюс вчера он стоил уже 1 200 долларов за 1 000 кубометров. Думаю, на рубле в большей мере сказались две эти новости.
Плюс первичная реакция на рубль была слишком завышенной, его быстро обесценили
При всем том, что происходит в России, там все равно достаточно сильная экономическая группа.
— Как отражается на состоянии и реальной стоимости рубля требование России вести с ней расчеты за газ в рублях? Ряд стран пошли на это условие. Что произойдет до конца года, если еще и другие газозависимые страны согласятся?
— Россия уже долго позиционирует себя глобальной экономикой, глобальным поставщиком сырья как минеральных ресурсов, так и зерна. И в этом плане они, если уж быть откровенным, преуспевают.
Военные действия России в Украине, в стране, которая также была глобальным поставщиком как подсолнечного масла, так и зерна, скорее всего, сейчас приведут к тому, что Украина не сможет выполнять свои обязательства. И Россия пытается занять ее место. Конечно, в этом замещении будут активно участвовать и Канада, и другие страны, но прогнозы в этом плане давать очень сложно.
— Ну да, учитывая, что российско-украинский зерновой тандем занимал треть всех мировых поставок зерна. Так что в конце года мы увидим сильные изменения цен на зерно?
— Я не исключаю, что спрос переориентируется, бывали уже такие эпизоды. Но в целом позиционирование Россией глобальной экономикой пока срабатывает, оно дает то самое укрепление рубля. Посмотрим, что будет дальше.
— Вы сказали — пока. До каких событий?
— Зачем Россия сейчас пытается заставить работать с ней в рублях?
Потому что рубль перестал быть валютой свободного хождения. И это попытка вывести его обратно в свободное хождение как резервную валюту
Чем эта попытка увенчается, пока непонятно.
— Россия достаточно много денег сжигает на демонстрацию экономической стабильности. Что произойдет с рублем в случае ее поражения, в том числе военного?
— Мы, думаю, «простим» России те наличные рубли, что пришли в Казахстан. И точно это переживем.
В экономическом плане поражение приведет к серьезному падению, которое уже происходит как в технологическом укладе, так и в смещении потребительских предпочтений на более дешевые товары
И в Казахстане идет то же самое последние десять лет, хотя у нас войны не было.
— О чем говорит нынешний курс рубля к тенге? Даже до февраля он был ниже, чем сейчас.
— Я думаю, это больше защита от российского импорта, попытка перестроить импорт из России на другие страны. На Турцию, например.
То есть курс 6,2-6,5 тенге за рубль, с одной стороны, скорее искусственный
С другой стороны, из-за того, что рубль перестал быть свободно конвертируемой валютой, торги по нему приостановились. А когда нет торгов, курс может быть любым.
— В марте, мы помним, он был на уровне 3 тенге за рубль, но в какой-то момент соотношение снова выросло.
— Я думаю, это были последствия чрезмерно острой реакции наших властей. Они опасались повторения истории 2015 года, когда рубль стоил 2,3-2,5 тенге и казахстанцы скупали в России все, что только можно было скупить. Это негативно сказалось на нашем торгово-валютном балансе и предпринимательской активности. Но сейчас другое время — в принципе, весь мир оказался в тяжелой ситуации, а обеспечить население доступными товарами все же нужно.
— Сейчас, кстати, в Казахстан приходит российский бизнес, которому надо продолжать работу, а в условиях санкций делать это в России возможностей нет. Он с собой также рубль привозит в Казахстан?
— Нет, не привозит. Зато привозит технологии, знания и компетенции. Это для нас очень даже неплохо.
С другой стороны, есть риск, что с приходом российского бизнеса мы также можем попасть под санкции
Здесь, я думаю, нужно соблюдать баланс, поскольку мы от России никуда не убежим, никуда не денемся, а сейчас использовать возможности заработать. Но делать это следует осторожно.
— Что должны сделать наши власти, чтобы попутно не схлопотать санкции и спасти страну от перенасыщения финансового рынка рублем?
— Думаю, все что нужно уже сделано. Это и ограничения по вывозу капитала, и контроль всех финансовых операций. В этом плане мы реагируем достаточно оперативно. Да, мы готовы принять у себя российский бизнес, который будет работать дальше, но всегда будут люди, которые постараются заработать в моменте.
Здесь важно, как на это будет реагировать правительство, и насколько оперативно, пресекая попытки подвести Казахстан под санкции,
если в целом возможная девальвация рубля на глобальной экономике не отразится, а на локальных, типа казахстанской, хоть и отразится, но не смертельно. И правительство к этому готово.