Всего Антикором выявлено 11 коррупционных рисков, по которым выработано 48 рекомендаций по их устранению.
На севере Казахстана антикоррупционщики занимаются проверкой распределения бюджетных средств в сфере сельского хозяйства. Как сообщил заместитель руководителя департамента агентства по борьбе с коррупцией Нурлан Жахин, в 2021 году возбуждены два досудебных производства по фактам мошенничества и служебного подлога с суммой ущерба порядка 7,9 млн тенге, сообщает Петропавловск.news.
В палате предпринимателей Северо-Казахстанской области состоялось обсуждение результатов комплексного анализа в сфере субсидирования АПК, проведенного антикоррупционной службой. Всего территориальным департаментом выявлено 11 коррупционных рисков, по которым выработано 48 рекомендаций по их устранению.
«Результаты внешнего анализа вскрыли многочисленные недостатки, серьезные упущения и преступные схемы, направленные на хищение бюджетных средств. При этом, в этих схемах зачастую вовлечены не только должностные лица, но и сами сельхозтоваропроизводители», — сообщил замруководителя антикоррупционного департамента Нурлан Жахин.
В ведомстве выделили четыре группы коррупционных рисков. Со слов Нурлана Жахина, в первую группу вошли такие коррупционные риски, как низкая эффективность планирования бюджетных средств, выделяемых на субсидирование, и отсутствие механизмов контроля за их целевым использованием.
«В результате планирования бюджета без реального спроса сельхозтоваропроизводителей государственной поддержкой пользуются в основном крупные СХТП. В свою очередь малые КХ и ФХ не могут получить поддержку, поскольку не успевают подать заявку. Совокупный годовой объем выделенных субсидий в 2020 году на одного крупного СХТП варьировал от 2 млрд до 400 млн тенге. Средние суммы для поддержки КХ, ФХ составляют 5-6 млн тенге», — отметил спикер.
Вторая группа объединяет риски, связанные с несовершенством информационных систем субсидирования (Qoldau, Plem.kz), и включает в себя: отсутствие интеграции информационных систем с информационными системами государственных органов; отсутствие оповещения СХТП о поступлении бюджетных средств для подачи заявки; нарушение права равного доступа к государственным услугам и наличие административного барьера для СХТП в форме дополнительных расходов; низкая степень автоматизации процесса подачи заявки, которая формирует субъективный подход при ее рассмотрении.
В третью и четвертую группы отнесены наличие признаков лоббирования интересов и коллизии в нормативных правовых актах и двоякое их толкование. На вопрос об имеющихся уголовных делах спикер отметил, что в 2021 году возбуждены два досудебных производства по фактам мошенничества и служебного подлога с суммой ущерба порядка 7,9 млн тенге. Досудебные производства находятся в стадии рассмотрения, в связи с чем информация о лицах, совершивших уголовно наказуемые деяния, не подлежит разглашению до вынесения постановления о степени их виновности в судебном порядке.
Для дальнейшего недопущения коррупционных правонарушений антикоррупционное ведомство призвало бизнесменов быть бдительными и не искать путей для получения «легких» денег. Представителям госорганов напомнили, что за каждое незаконное действие последуют суровые меры по принципу неотвратимости ответственности.