В Казахстане от 1,5 до двух млн гектаров сельскохозяйственных земель сейчас не используются.
В Казахстане ведется работа по изъятию и возврату в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в залоге банков второго уровня и других финансовых институтах. Об этом рассказал юрист, эксперт в области земельного права Бакытжан Базарбек.
«Мы с председателем комитета по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства (МСХ) РК Муратом Темиржановым на протяжении прошлой недели работали над амбициозным проектом по возврату и изъятию сельхозземель, находящихся в залоге у банков.
Огромное количество сельхозземель в прямом смысле слова «застряли» в банках второго уровня как залоговое имущество, которое, собственно, для любого банка является непрофильным и нерентабельным активом, продать которое достаточно сложно.
В 2005-2020 годы, на протяжении 15 лет, сельскохозяйственные предприятия активно кредитовались в банках второго уровня и были среди этих сельскохозяйственных предприятий, так сказать, «аферисты местного разлива».
Они не ставили перед собой цели вести сельское хозяйство, а были нацелены вывести кредитные деньги из банков, закладывая право землепользования», — рассказал Базарбек.
По его словам, другого варианта кроме как заложить землю, завладеть кредитными средствами и исчезнуть не было.
«33 статья Земельного кодекса не позволяла отчуждать и заключать сделки с правом землепользования.
В итоге, руками мошенников кредитные средства банков не вернулись, были похищены и залоговые земли навсегда «застряли» в банках мертвым грузом, словно чемодан без ручки.
Освоить землю невозможно, продать нельзя и отказаться от земли не выгодно. Так случилось с пайщиками ПК «Бостан», ПК «Ноғайбай Казэксим», ПК «Алтынтөбе», с участниками ТОО «Балуан-СК», «Бостандык».
Такое случилось во всех ТОО и ПК, где пайщики до сих оспаривают в судах постановления акимов и договоры залога», — указывает юрист.
По его информации, таких сельскохозяйственных земель набралось от 1,5 млн до двух млн гектаров.
«Можем ли мы вернуть стране эти сельскохозяйственные земли? Ранее ни органы прокуратуры, ни уполномоченные органы не могли решить вопрос принудительного отчуждения этих участков у банков второго уровня.
Все эти годы, включая нынешний момент, банковское лобби во всех структурах, включая суды, не позволяло вернуть эти земли, несмотря на то, что юридические механизмы в Земельном кодексе имелись», — добавил Базарбек.
Он пояснил, что 25 марта 2022 года председатель комитета по управлению земельными ресурсами уже поручил всем территориальным департаментам усилить меры по принудительному изъятию и возврату в оборот неиспользуемых земель.
Сейчас стоит задача по возврату этих земель государству обратно, а паевых земель пайщикам — жителям сел и аулов. Уже после, эти земли должны быть возвращены в сельскохозяйственный оборот, чтобы они попали в руки простым сельчанам, крестьянам, которые смогут приобрести их на конкурсах.