Почти половина гидротехнических сооружений нуждается в срочном ремонте, а общий износ — 60%.
Скоро начинается период паводков. Ранее паводковые воды неоднократно затапливали населенные пункты, и это может повториться. Группа мажилисменов предупредила, что для ответственных лиц половодье и в 2022 году может «наступить неожиданно», как уже случалось.
Об этом они указали в запросе на имя премьер-министра Алихана Смаилова.
— Первый вице-министр по чрезвычайным ситуациям Казахстана Ибрагим Кульшимбаев, рассказывая о подготовке ведомства к предстоящему паводковому периоду, сообщил, что
риски подтопления сохраняются для 276 населенных пунктов с численностью населения свыше 270 тыс. человек,
— пишут депутаты.
Однако Кульшимабев заверил, что на сегодняшний день угрозы подтопления еще нет. На подготовку к весенне-паводковым работам акиматам всех регионов выделили 36,6 млрд тенге (87 млн долларов).
Депутаты сослались на прогноз «Казгидромета», согласно которому на севере и центре страны снежных покровов накопилось столько, что готовиться к половодью уже пора. Одновременно на юге и юго-западе как раз наоборот — грозит маловодье.
— В прогнозе сказано, что по территории Акмолинской, Карагандинской и Костанайской областей в снежном покрове наблюдается ледяная корка над поверхностью слоя почвы, которая при резком повышении температурного фона и сильных дождей может привести к возникновению талодождевых паводков.
Запасы воды в снежном покрове в Акмолинской области выше среднемноголетних значений на 25%; в бассейнах рек Караторгай и Торгай выше среднемноголетних значений на 12-57%; в Западно-Казахстанской области в бассейнах рек Чижа-2 и Утва выше среднемноголетних значений на 20-22%, — процитировали депутаты документ.
Здесь депутаты увидели противоречие между словами вице-министра и прогнозом. Первый говорит, что угрозы подтопления нет, а Казгидромет утверждает, что есть.
— А если МЧС не ожидает угрозы подтоплений, значит и не готовится к ним? — задались вопросом в мажилисе.
Подписанты также пожаловались на недостаток статистики о ЧС, поскольку бюро национальной статистики такие данные якобы не собирает. В отчете МЧС за 2021 год сведения о природных катаклизмах приведены без детализации и не по годам, что не позволяет видеть картину в динамике.
— На ситуацию с паводками влияет и антропогенный фактор. Во-первых, это гидротехнические сооружения (ГТС). Пример:
установлено, что на реке Ойыл в Актюбинской области построено около 56 различных плотин, и лишь некоторые из них имеют правоустанавливающие документы
Акимату Актюбинской области было поручено убрать незаконные заграждения. На сегодня из 56 плотин снято только 6! — посетовали депутаты.
Из 653 имеющихся ГТС в срочном ремонте нуждаются 268.
Фактический износ водохозяйственных объектов уже превышает 60%, то есть это уже объекты повышенной аварийной опасности
При этом до сих пор нет отдельного закона о безопасности ГТС.
— Второй антропогенный фактор – это размещение поселков, производств или иных объектов вблизи рек. Тут назревает необходимость пересмотра «Правил установления водоохранных зон и полос», — говорится в документе.
Сейчас в пределах водоохранных зон выделяются водоохранные полосы шириной не менее тридцати пяти метров. Депутаты считают, что
ширина водоохранных полос должна учитывать значения половодий, то есть до какого уровня доходит вода
— Если какая-то территория вблизи рек и озер в силу природных факторов подвержена подтоплениям, логично запретить размещать на этой территории населенные пункты и производства. Проще говоря – не надо строить в пойме рек. При купле-продаже земельных участков люди могут не знать и не учитывать эти моменты, поэтому нужен соответствующий законодательно закрепленный запрет, — говорится в запросе.
Также депутаты отметили, что в ряде случаев не перенесли разные постройки, включая жилые дома, за границы уже имеющихся воодоохранных зон и полос. Ранее они уже обращались в правительство по этому поводу, но безрезультатно.
Мажилисмены поинтересовались, что уже сделано для улучшения системы гидрологического мониторинга, расширения сети метеорологических станций в структуре РГП «Казгидромет», в том числе по внедрению космических геоинформационных систем с открытым доступом для населения. А также какие нарушения допускались при строительстве в водоохранных зонах и какую ответственность понесли виновные?
В запросе также содержится список рекомендуемых мер, среди которых: