Выполнить требования Касым-Жомарта Токаева по устранению частных монопольных операторов будет непросто, так как через такие «прокладки» между государством и гражданином миллиарды стекаются в частные карманы.
Выполнить требования Касым-Жомарта Токаева по устранению частных монопольных операторов будет непросто, так как через такие «прокладки» между государством и гражданином миллиарды стекаются в частные карманы.
Президент дал прямое поручение Агентству по защите и развитию конкуренции провести анализ целесообразности продолжения деятельности расплодившихся за 30 лет в экономике монопольных структур. Речь идет о так называемых «единых операторах»
По мнению главы государства, засилье всякого рода операторов негативно влияет на развитие рынка и давно требует пересмотра действующих механизмов регулирования
Сегодня в стране действуют более 50 субъектов, которые наделены исключительными правами. То есть практически неподотчетны, что затрудняет контроль над результатами их финансово-хозяйственной деятельности. Причем подобные компании есть и на сырьевом рынке и в предпринимательстве.
«…Необходимо на законодательном уровне установить запрет на осуществление экономических функций государства частными монопольными операторами», – указал Токаев.
Для этого требования есть все основания. Количество коррупционных скандалов связанных с компаниями, которые выполняют роль частного регулятора или оператора от имени государства в рамках ГЧП, просто зашкаливает.
Многомиллиардные нарушения, допущенные ТОО «СК-Фармация» при закупке лекарств и медицинских изделий, а также средства, потерянные при уничтожении препаратов из-за истекшего срока годности – это, как оказалось, еще не беда. Ужас случился, когда казахстанцы в период первой волны COVID-19 умирали, не имея доступа к нужным лекарствам.
В июне 2020, в пик пандемии, с аптечных прилавков исчезли элементарные средства – жаропонижающие и противовирусные препараты, антибиотики, которые для многих стали бы спасением. При этом весь список лекарств первостепенной важности находился на руках у перекупщиков, которые продавали их по завышенным в разы ценам.
Президент Токаев еще тогда сообщил о клановых интересах, которые невозможно не заметить вокруг «СК-Фармации». В июле того же года в Facebook опубликовали скриншот с Instagram-странички супруги главы ФСМС, где она не без гордости поделилась со своими подписчиками, что муж подарил ей 12-й автомобиль. В фонде ответили на критику в соцсетях и рассказали, как председатель правления ФСМС Айбатыр Жумагулов заработал свое имущество. Ответ был, мягко говоря, скомкан и неубедителен.
Двенадцатый автомобиль на фоне смертей от нехватки лекарств при монополизации госфункции закупок «оператором-прокладкой» – вот истинный портрет осуществления экономических функций государства частными монопольными операторами.
Конечно, не каждый пример «господряда» на перекачку денег граждан в частный карман оплачен жизнями. Иногда речь идет «всего лишь» о миллиардах наших с вами денег.
Например, ТОО «Алматы спецтехпаркинг сервис». Компания владеет платными парковками на улицах Алматы. При этом доход, получаемый с городских улиц, идет не в городской бюджет, а «Алматы спецтехпаркингу». По логике, эти деньги надо бы использовать на дальнейшее благоустройство города, строительство подземных парковок, озеленение и создание пешеходных и парковых зон. Но они оседают в частных карманах.
Еще один показательный пример – антимонопольные расследования в отношении «Богатырь Комир», вызванное беспрецедентным случаем о так называемом «последнем километре».
По сообщению главы Агентства по защите и развитию конкуренции Серика Жумагарина, одно из казахстанских ТОО приватизировало подъездные пути вокруг угледобывающего предприятия «Богатырь Комир» и взимало плату за проезд по дорогам протяженностью чуть более двух километров. Только в 2020 году за оказание этой «услуги» компания получила 3,2 млрд тенге.
Похожая ситуация в Мангистау. Здесь более 18 километров подъездного пути к порту принадлежат компании «Каскор-Транссервис», которая устанавливает за проезд свои тарифы.
Еще один пример «прокладки» – ТОО «Центр Учета Ставок» объявил, что будет собирать 3,98% с каждой ставки на исход спортивных мероприятий в карман частной организации.
То есть ТОО объявлено официальным посредником между букмекерскими конторами и клиентами, и при этом ни за что не отвечает. Просто собирает процент. Что интересно, у компании есть партнер, который входит в состав иностранного оффшорного холдинга. Схему откачки денег в частные карманы успели встроить в законодательство, теперь новому правительству и министрам предстоит иметь дело с наследием в виде «прокладок».
Про «операторов-прокладок» строительного рынка и говорить не стоит – тема настолько лежит на поверхности, что Токаев даже не счел нужным упоминать названия компаний.
«Прошу правительство совместно с Агентством по защите и развитию конкуренции принять пакет мер по демонополизации строительного рынка и конкурентного развития.
Имена строительных компаний, которые постоянно выигрывают тендеры, а затем передают строительные проекты субподрядным компаниям, а те – субсубподрядным, хорошо известны. Поэтому отдельно не буду останавливаться на этом», – заявил он.
Казахстанский рынок разорван на «прокладки» во всех отраслях – свое ТОО, действующее на принципах государственно-частного партнерства, сегодня существует практически в каждой индустрии. И основная «полезная» экономическая функция таких компаний – перекачка денег в частные карманы.
Единственный способ остановить это безобразие – сделать все эти «операторы-прокладки» незаконными.
Во всех цивилизованных странах в разные периоды истории были разработаны различные методы, направленные на ограничение влияния монополий.
На этот раз слова президента Касым-Жомарта Токаева должны стать отправной точкой и для нашей страны. Мы получим Новый Казахстан только в том случае, если нам удастся снизить влияние монополий, или, как сказал президент,
«…полностью избавиться от них».
Мы поверили в перемены к лучшему после того, как президент поручил лишить «Оператора РОП» монопольного права на осуществление утильсбора. Судя по количеству таких «операторов-прокладок» в разных отраслях экономики, нашей вере предстоит еще много испытаний.