Двое суток офис художницы был местом для наблюдений за штурмом акимата Алматы. Чтобы замести следы пребывания, погромщики сожгли студию дотла.
11 января Мария Ильницкая впервые смогла попасть в здание, где в самом неприглядном закутке 6-го этажа за стеклянной дверью хранилась вся ее художественная жизнь — картины, краски, любимые кисти, а в сейфе — все личные документы семьи. Пламя уничтожило все, что было в студии.
Вот как описала свои первые эмоции художник в своем аккаунте в Instagram:
«Поднимаемся все выше. Все более-менее чисто и спокойно, на лестничных клетках валяются разбитые сейфы. Вывернуты наизнанку просто. Заветный 6-ой! Я вижу коридор и понимаю, что вместо прохода к моему офису черное пятно. Не сразу поняла, почему так. Включили фонарики на телефонах.
Я шла первая, мне не терпелось открыть дверь и осознать, что же произошло со мной за эти семь дней. Вы знаете, работа — мое дело, для меня очень важно! Черное — потому что обуглены стены, потолок, и он свисает на уровне моих плеч, провода и балки висят кусками, как лианы. Вот заветный закуток.
Я обхожу кусок балки, и тут должна быть моя дверь. Какие мне нужны были ключи? В моей мастерской нет ни стен, ни окон, тем более дверей. Я закрыла рот рукой и мычала в руку. Нет, нет, даже если это мой кабинет, где стена, перегородка, столб? Где предметы архитектуры, которые не горят? Мозг очень тупил, я рылась пальцами в пепле: «Это что? А это что? — спрашивала я у троих за моей спиной. — Это что — мой холодильник? А это что — микроволновка? Подскажите, что это?»
Когда я увидела свой коленный стул, скорей обугленную конструкцию от него, я поняла, что именно тут сидела еще 4 января и строила планы. А тут, значит, мой комп. Мой литой металлический мак испарился. Как и его сосед по столу. Как? Я рылась в пепле, но его нет. Два огромных куска металла отсутствовали в горе пепла. А тут висели чехлы, вот тут открытки, которые сейчас рассыпались у меня в руках, 100 новых футболок, неопреновые худи… Да все, что уж перечислять, мы только получили изделия.
Как безмолвный зверь, я плакала и рылась, вспоминая что потеряла. Книги? Краски? Картины… Я вспомнила свои картины и зарыдала, стало грустно очень, очень… Казахстан люблю свой, весь, сколько успела увидеть за 33 года. Но что делать с этой черной дырой, к которой даже не понадобился теперь ключ, я не знаю».
Полностью текст читайте здесь.