Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
489
-3.25
EUR
530
-2.09
RUB
5.04
-0.03

«Нужна делимитация» — эксперт о конфликте на кыргызско-таджикской границе

Представители каждой из стран называют свои причины случившегося.

По данным погранслужбы Кыргызстана, в 17:50 в местность Торт-Кочо прибыли мужчины на грузовиках, груженых камнями, и перекрыли трассу Баткен — Исфана.

Со стороны же Таджикистана заявляют, что беспорядки вспыхнули, потому что автомобиль граждан Таджикистана закидали камнями с кыргызской стороны границы.

28 января стало известно, что Кыргызстан и Таджикистан договорились о прекращении огня.

Корреспондент BaigeNews.kz поговорил с директором кыргызстанского Центра социально-политических исследований «Эльчи» Денисом Бердаковым и узнали, что, по его мнению, произошло на границе и какое влияние может оказать этот инцидент на ситуацию в регионе.

— Что послужило эскалацией конфликта?

— Мы опираемся на версию очевидцев кыргызской стороны и погранслужбы Кыргызской Республики. Стратегическая трасса Баткен — Исфана была перекрыта гражданами Таджикистана, которые поехали на машинах, в том числе на грузовиках с камнями.

Далее произошли переговоры между погранпредставителями двух стран, и когда они уже заканчивались, причем мирно, началась стрельба со стороны Таджикистана в двух населенных пунктах, находящихся недалеко от места переговоров.

— Насколько договор о прекращении огня может быть долгосрочным?

— Как показала практика, он может длиться от десяти минут до нескольких месяцев.

— Означает ли это прекращение конфликта?

— Нет. Суть конфликта берет свое начало в 1990 годах. В этом сложном этнически переплетенном районе, где находятся несколько спорных территорий, каждую из которых кыргызская и таджикская сторона признает своей, ссылаясь на свои документы, историческую память, экономические договоры, процессом демаркации границ была запущена такая ситуация, когда периодически возникают пограничные конфликты.

Никогда в истории Кыргызстана и Таджикистана здесь не было политической границы

До 1990 года никаких исторических границ в принципе не было, их было сложно определить, потому что до это не было ни современного Кыргызстана, ни современного Таджикистана.

Там было и Кокандское ханство, и другие политические образования, но государств с политическими границами в современном понимании здесь не было. В советское время там была граница экономических районов, которая зачастую не совпадала с политическими границами, которой, опять же, не было.

Поэтому в 1990 годы нужно было провести четкую политическую границу этого региона. Но ее не провели, потому что Кыргызстан был занят своими внутренними делами, а в Таджикистане шла гражданская война.

В итоге окончилось тем, что у граждан Таджикистана выше демографическое давление, у них больше рожают, у них больше населения в Согдийской области, которая граничит с Кыргызстаном

Соответственно Кыргызстан не соглашается на те участки, которые Таджикистан считает своими, опираясь на ряд документов. Кыргызстан, опираясь на свои документы, говорит, что его видение, где должна пролегать граница, другое. И это несколько сотен спорных километров.

Действующий президент Кыргызстана занял довольно жесткую позицию, что граница должна быть делимитирована и это единственный путь к экономическому развитию региона. Ни один серьезный инвестор пока не хочет приходить в регион, потому что нет границы, нет понимания, где она завтра может быть – через сто метров или через 10 километров.

И поэтому там постоянно будут конфликты, пока не будет границы с полосой, с проволокой

Самое сложное – это несколько населенных пунктов, где проходят стратегические трассы. Там население смешанное – на одной улице живут таджики, на другой – кыргызы. И все это переплетено. Здесь находится и водозабор, а вода здесь стратегический ресурс.

Вот эти точки спорные. И население Кыргызстана не готово их уступать, и Таджикистану тоже нет смысла их уступать. Так что ситуация довольно тупиковая, как и все конфликты по разделению границ.

— Что этот конфликт может значить в широком контексте для отношений Кыргызстана и Таджикистана, да и для региона в целом?

— Если говорить о самом конфликте более широко, инцидент происходит за шесть дней до того, как президент Кыргызстана должен лететь в Китай и говорить в том числе о подписании двух стратегических договоров.

Во-первых, это договор о строительстве совместной китайско-кыргызско-узбекской железной дороги, которая крайне важна для региона. Это приведет к новому уровню торговли.

Дорога будет выходить дальше на Иран, Афганистан, то есть это новые возможности по вывозу и экспорту минеральных, горных и экоземельных ресурсов, продуктов сельского хозяйства Кыргызстана и Узбекистана, в первую очередь в Китай.

Так что это экономически важный проект. К тому же у нас огромный энергодефицит, и ветка, которую Китай планировал построить в том числе через Кыргызстан, должна пройти примерно в тех же местах. Эти два проекта дадут мощнейший рывок к развитию всего Кыргызстана, увеличению номенклатуры экспорта, повышению уровня жизни людей.

Поэтому конфликт с Таджикистаном ставит под угрозу реализацию этих двух стратегических проектов, которые жизненно важны для Узбекистана

А так как у Кыргызстана закрыта граница с Таджикистаном, для Таджикистана Узбекистан вообще единственный экономический выход к мировому сообществу.

Поэтому Узбекистан будет реагировать на то, что сейчас происходит, крайне негативно. И Китай, который смотрит на это стратегически и которому нужно создать запасную достаточную инфраструктуру для торговли в нашим регионом, и самое важное — для экспорта в Европу, его основной рынок сбыта.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter