Пассажиров стало меньше, но доходы транспортных компаний растут.
В 2021 году общее количество перевезенных пассажиров всеми видами транспорта составило 7 млрд 577 млн человек, передает телеграм-канал DataHub_FCBK с ссылкой на данные Бюро национальной статистки. Порядок цифр не должен смущать: если человек за год совершил тысячу поездок, то и в статистике он будет учитываться столько же раз.
«Этот показатель оказался на минимуме по крайней мере с начала 2011 года. В 2020 году, самом жестком с точки зрения карантинных ограничений, количество перевезенных пассажиров составляло 8,39 млрд. В 2019 году – превышало 23,8 млрд. То есть нынешние уровни в 3,1 раз ниже допандемийных», — пишут авторы канала.
По официальной статистике, более 99% всех перевозок приходится на автобусы и такси. И как раз их показатели и продолжают снижаться: объем перевозок автобусами – с 5,8 млрд, до 5 млрд человек; такси – с 2,5 млрд, до 2,7 млрд. Здесь важно отметить, что в расчет включены показатели ИП, занимающихся коммерческими перевозками.
Восстанавливаются показатели железнодорожного транспорта. В 2021 году было перевезено около 15,9 млн пассажиров (против 11,3 млн годом ранее). Впрочем, до прежних показателей пока далеко: в 2019 году количество составляло около 21,8 млн.
Первым же на доковидные уровни вышел воздушный транспорт. В 2021 году его услугами воспользовалось более 9,4 млн человек. В 2020 году показатель составлял 5,5 млн; в 2019 – 8,6 млн. Сейчас авиаперелеты востребованы как никогда: за 10 лет число пассажиров выросло в 2,3 раза.
«Но здесь есть один важный нюанс. Казахстанцы стали летать чаще, но на меньшие расстояния. В 2019 году среднестатистический пассажир за один перелет преодолевал в среднем 1 966 км. В 2021 году показатель составил 1 570 км – на 20% меньше. То есть рост общих показателей авиакомпаний связан в первую очередь с развитием внутриреспубликанских перелетов», — посчитали в DataHub_FCBK.
Ситуация с грузоперевозками несколько лучше. По итогам 2021 года общий вес перевезенных грузов составил 3 млрд 999,4 млн тонн. Это на 1,1% (или 41,9 млн тонн) больше, чем в 2020, но на 5,6% (или 238,6 млн тонн) меньше, чем в 2019.
Около 83% всех грузов (по весу) перевозится на автотранспорте. За год показатель вырос на 0,8% — до 3 млрд 314,2 млн тонн.
Показатели железной дороги росли и в 2020, и в 2021 годах (и вообще увеличиваются уже пять лет подряд). В прошедшем году
общий вес перевезенных таким образом грузов превысил 416 млн тонн. А это является пиковым значением за последние 11 лет
Что касается транспортировки по трубопроводам, в 2021 объем составил 267,4 млн тонн. Это меньше уровней 2018-2019 годов, но больше, чем во все остальные годы прошедшего десятилетия. Важно: показатели напрямую зависят от добычи нефти и газа.
По итогам 2021 года суммарный доход компаний составил 3 трлн 360,8 млрд тенге. Это на 20,9% (580,6 млрд) больше, чем годом ранее. И на 10,1% (307,2 млрд) больше, чем в 2019 году. Да и в целом текущий уровень является исторически рекордным. По крайней мере в тенговом эквиваленте.
«Бросаются в глаза показатели автобусов и такси. Как мы помним, количество перевезенных ими пассажиров продолжает снижаться. Зато доход у таксистов по итогам года оказался на историческом максимуме (4,32 млрд), что в 4,4 раза больше, чем в 2020 году.
Доходы автобусных компаний выросли на 37% — до 82,3 млрд тенге. И тут важный нюанс: количество перевезенных пассажиров официальная статистика для этих групп транспорта показывает с учетом ИП, а доходы – без них», — отмечает DataHub_FCBK.
Вообще, с точки зрения доходов год был неплохим и для других направлений:
Во всех случаях это является либо историческим максимумом, либо крайней близким к этому показателем.
С учетом всех предыдущих тенденций не удивляет, что доходы от перевозки грузов уже превысили допандемийный уровень, составив 2,86 трлн тенге (+14,7% за год). Тогда как пассажирские перевозки хоть и стали приносить больше средств, чем в 2020 году (502,8 млрд, +74,8%), но все еще не так доходны, как в 2019 году (596,8 млрд).