Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Власть стала оперативнее чувствовать проблемы — политолог

Новый этап преобразований, который запустил Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев трудно назвать реанимационным. Скорее, он нацелен на обеспечение экономической стабильности и структурные политические изменения.

Инициированные в 2019–2021 годах главой государства три пакета реформ оказались достаточно масштабными, охватив собой разные сферы. Главным их компонентом стало принятие концепции «Слышащего государства», заложившей более открытые основы взаимоотношения власти с гражданами.

Среди других инициатив запоминаются введение прямой выборности сельских акимов и графы «против всех», снижение регистрационного барьера для политических партий с 40 до 20 тыс., введение 30% квот для молодежи и женщин в избирательных партийных списках, повышение МЗП с 42500 до 60 тыс. тенге, ежегодное повышение заработной платы категории гражданских служащих в среднем на 20% и т.д.

Примечательны два факта. Во-первых, реформы в Казахстане не отходили на второй план в течение довольно длительного периода электоральной кампании.

Во-вторых, в непростых условиях пандемии коронавируса власть стала оперативнее чувствовать проблемы, возникающие в ходе реформирования. Эта проявилось не только в относительно быстрой реакции, компенсационных мерах поддержки, но и в деятельности по настройке государственного механизма применительно к новым условиям. Эту респонсивность власти, то есть способность реагировать на вызовы, подстроиться к вызовам времени, можно интерпретировать как ее силу.

Конечно, ход реформ в Казахстане осуществляется с учетом позиции руководства страны, заключающейся в необходимости сохранять политический контроль над ситуацией, стремления обеспечить статус-кво.

«Политическая реформа – это не вопрос дня или года. Мы должны делать это осторожно и постепенно, не расшатывая основ страны и не подрывая ее процветание и единство, — подчеркнул Касым-Жомарт Токаев в своей статье «Независимость прежде всего».

Однако с реформой откладывать не стоит. Власть должна чувствовать ответственность перед людьми».

То есть реформы продолжатся, но в своем темпе. При этом, как показывает мировая практика, при модели «сверху-вниз», когда реформы проталкиваются высшим руководством страны, преобразования идут быстрее. Тут главное, чтобы сами эти преобразования в итоге оказались более глубокими, устойчивыми и всесторонними. Тем не менее, нужно признать, что процесс реформирования – дело непростое.

Сейчас в Казахстане улучшены каналы связи между властью и гражданским обществом. Хотя определенное количество обычных казахстанцев, все еще отдаленных от политического класса, менее, чем восторженны в отношении достижений политиков и не все реформистские планы у них вызывают энтузиазм, лучше постараться понять, насколько сильно граждане могут стимулировать власть к выполнению тех инициатив, которые важны для долгосрочного процветания страны.

Несмотря на обеспокоенность среди казахстанцев ростом цен и другими проблемами, удалось добиться прогресса в деле реформирования. Однако, успех будет, главным образом, зависеть от того, дадут ли изменения людям реальное право голоса и принесут ли они с собой какие-либо экономические выгоды для населения. На очереди не менее настоятельная необходимость реформирования других важнейших для населения сфер.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter