Политолог Эдуард Полетаев рассказал о процессе реформ в Казахстане.
Новый этап преобразований, который запустил Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев трудно назвать реанимационным. Скорее, он нацелен на обеспечение экономической стабильности и структурные политические изменения.
Инициированные в 2019–2021 годах главой государства три пакета реформ оказались достаточно масштабными, охватив собой разные сферы. Главным их компонентом стало принятие концепции «Слышащего государства», заложившей более открытые основы взаимоотношения власти с гражданами.
Среди других инициатив запоминаются введение прямой выборности сельских акимов и графы «против всех», снижение регистрационного барьера для политических партий с 40 до 20 тыс., введение 30% квот для молодежи и женщин в избирательных партийных списках, повышение МЗП с 42500 до 60 тыс. тенге, ежегодное повышение заработной платы категории гражданских служащих в среднем на 20% и т.д.
Примечательны два факта. Во-первых, реформы в Казахстане не отходили на второй план в течение довольно длительного периода электоральной кампании.
Во-вторых, в непростых условиях пандемии коронавируса власть стала оперативнее чувствовать проблемы, возникающие в ходе реформирования. Эта проявилось не только в относительно быстрой реакции, компенсационных мерах поддержки, но и в деятельности по настройке государственного механизма применительно к новым условиям. Эту респонсивность власти, то есть способность реагировать на вызовы, подстроиться к вызовам времени, можно интерпретировать как ее силу.
Конечно, ход реформ в Казахстане осуществляется с учетом позиции руководства страны, заключающейся в необходимости сохранять политический контроль над ситуацией, стремления обеспечить статус-кво.
«Политическая реформа – это не вопрос дня или года. Мы должны делать это осторожно и постепенно, не расшатывая основ страны и не подрывая ее процветание и единство, — подчеркнул Касым-Жомарт Токаев в своей статье «Независимость прежде всего».
Однако с реформой откладывать не стоит. Власть должна чувствовать ответственность перед людьми».
То есть реформы продолжатся, но в своем темпе. При этом, как показывает мировая практика, при модели «сверху-вниз», когда реформы проталкиваются высшим руководством страны, преобразования идут быстрее. Тут главное, чтобы сами эти преобразования в итоге оказались более глубокими, устойчивыми и всесторонними. Тем не менее, нужно признать, что процесс реформирования – дело непростое.
Сейчас в Казахстане улучшены каналы связи между властью и гражданским обществом. Хотя определенное количество обычных казахстанцев, все еще отдаленных от политического класса, менее, чем восторженны в отношении достижений политиков и не все реформистские планы у них вызывают энтузиазм, лучше постараться понять, насколько сильно граждане могут стимулировать власть к выполнению тех инициатив, которые важны для долгосрочного процветания страны.
Несмотря на обеспокоенность среди казахстанцев ростом цен и другими проблемами, удалось добиться прогресса в деле реформирования. Однако, успех будет, главным образом, зависеть от того, дадут ли изменения людям реальное право голоса и принесут ли они с собой какие-либо экономические выгоды для населения. На очереди не менее настоятельная необходимость реформирования других важнейших для населения сфер.