Власти продолжают утверждать о «счастливой эпохе».
В Туркменистане продолжается продовольственный кризис. Азатлык сообщил о ситуации в нескольких регионах.
В Мары очереди за хлебом начинают собираться уже в четыре утра, ожидание начала продажи занимает несколько часов. Нередко среди уставших и замерзших людей возникают давка и драки.
В одном из случаев к 6 часам утра в очереди стояли более ста человек. Начавшаяся вскоре продажа хлеба быстро завершилась.
Хотя каждый получал в руки только одну буханку, половине хлеба не досталось
Это вызвало всплеск недовольства и спровоцировало драку.
Покупателям, успевшим купить хлеб, досталось по одной булке стоимостью один манат. Несколько дней назад в руки отпускали по две буханки по цене 0,5 маната за каждую.
— Многие начали возмущаться, обвинять друг друга и спорить, кто пришел раньше. Посыпались обвинения в нарушении очередности. Затем люди ворвались в магазин и побили продавца.
Продавец пытался оправдаться, сообщив, что в продажу поступило всего 60 буханок хлеба, которые были сразу проданы
Он сказал, что отложил пять булок для пожилых пенсионеров, которые по состоянию здоровья не могут стоять в очередях, — рассказывает очевидец.
Покупатели также возмущались, что магазин не продает никаких других продуктов по субсидированной цене. Для покупки таковых жители должны обращаться в госмагазины по месту жительства. В коммерческих магазинах цены на продукты в несколько раз выше.
Нехватка продуктов питания по субсидированным ценам сохраняется и в соседнем Лебапском велаяте.
Местные жители с начала декабря не получали продуктовых пайков
Обычно субсидированные продукты распределялись в первой декаде месяца. В то время как власти причину задержки не объясняют, среди населения растет беспокойство, что продуктов не будет вовсе.
Наиболее благополучным выглядит продовольственное обеспечение в столице Туркменистана.
В отличие от регионов, в Ашхабаде жители получили очередные пайки на дом
По словам источников, продуктовый набор состоит из двух килограммов куриных окорочков (четыре штуки), бутыли растительного масла, килограмма сахара и 20 яиц. Продукты по госцене, но стоимость набора в этот раз намного выше предыдущей. Раньше весь паек стоил 55-60 манатов.
— Выросли не цены, просто дали все сразу. Яйца повлияли на удорожание всего набора. До этого привозили дней десять назад но яиц не было, их привезли потом, — говорит источник.
Квитанций и чеков на привезенные товары никто не дает.
В Ашхабаде развоз субсидированных продуктов на дом начался в мае 2021 года — после того, как президентский сын Сердар Бердымухамедов заявил, что очереди у магазинов портят имидж президента.
Паек со стандартным набором продуктов дают из расчета на одну на квартиру. Семьям, состав которых превышает шесть человек, прописанных в квартире, положено два пайка.
Многодетные семьи предоставляют не только паспорта, но и выписку из домовой книги, где вписаны все жильцы
Получить выписку может любой член семьи, но только по паспорту с отметкой о прописке.
На одном из ашхабадских рынков среди покупателей, стоявших в очереди за мясом, случилась драка.
В очереди находились по меньшей мере несколько сотен человек
Власти города и руководство рынка происшествие не комментируют, но на произошедшее при этом отреагировали прекращением на рынке продажи по субсидированной цене. Позже ее возобновили.
Как сообщают очевидцы разгона очереди, сотрудники полиции говорили: «Президент делает вам добро, а вы неблагодарные, устраиваете в очереди скандалы и выражаете недовольство». По словам полицейских именно поэтому на базаре отменили продажу мяса и кур по более доступной для населения субсидированной государством цене.
Говядина и курятина, ставшие предметом раздора среди покупателей, продавались по льготной цене 34 и 21 манатов за килограмм. В коммерческих магазинах килограмм курятины стоит от 55 до 80 манатов.
Несколько дней назад на рынках Ашхабада стали продавать кур по 25 манатов за килограмм, а яйца по одному манату за штуку.
Продажа начинается ранним утром и к 8 утра уже заканчивается
Торговля сопровождается огромными очередями.
Яйца по госцене один манат за штуку продаются и в некоторых коммерческих магазинах. Но часто при условии покупки дополнительно других товаров. При этом полиция разгоняла многочисленные очереди перед магазином.
— Собралось много людей, их разгоняла полиция. А когда дождались продажи яиц, в магазине сказали, что надо купить на 50 манатов других продуктов или бытовую химию, только тогда дадут 30 яиц по манату за штуку. Многие разошлись, — рассказывает очевидец событий.
Власти Туркменабада (административный центр Лебапского велаята) по всему городу перед зданиями госучреждений устанавливают новогодние елки, улицы украшают электрическими гирляндами. Готовятся к праздникам и горожане.
Многие для покупки продуктов к новогоднему столу устремились к банкоматам, но обнаружили, что там опять нет денег
Портал утверждает, что сейчас в Туркменабаде банкоматы работают только в зданиях банков. Центральный банк распределяет наличность в филиалы в ограниченном количестве. Снять с банковской карты за один раз можно не более 800 манатов ($228,5 по курсу ЦБ или около $34 по курсу черного рынка).
Ожидание возможности снятия денег с пластиковых карточек может длиться несколько дней. Желающие встать в очередь составляют списки и участвуют в перекличке. Банкноты быстро заканчиваются.
В среднем перед каждым банком собираются около 400 человек, из них получить деньги смогут не более 150 человек
Таким образом, чтобы получить 800 манатов, горожане вынуждены простаивать в очередях по несколько дней.
В отличие от прошлых лет в 2021 году нет и праздничных базаров, где можно было бы приобрести дефицитные продукты по субсидированным ценам.
В Туркменистане проблема с нехваткой наличности в банкоматах возникла около трех лет назад, наряду с дефицитом продуктов питания. В этот период были отменены льготы на коммунальные услуги, проведены массовые сокращения рабочих мест, введены ограничения на продажу продуктовых пайков для населения.
Еще более усугубила проблемы пандемия коронавируса. Массовая безработица, задержка зарплаты, пенсий и пособий, и все это на фоне роста цен, обострили социальные проблемы населения и привели к резкому снижению уровня жизни граждан.
Руководство страны экономический кризис не признает и проблем населения не комментирует
3 декабря президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов утвердил «антикризисную программу», представленную его собственным сыном, вице-премьером Сердаром Бердымухамедовым.