Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
451
0.00
EUR
483
0.00
RUB
5.05
0.00

Новый вид мошенничества в Казахстане: перевыпуск Sim-карты вместо взлома

36700
фото с сайта kursiv.kz

Пока мобильный оператор вместе с полицией выясняют детали преступления, злоумышленники управляют от имени пострадавшей ее аккаунтами в социальных сетях и даже успели провернуть финансовые операции в мобильном банкинге.

Вопиющий случай произошел на днях в Алматы.

«24 декабря Ольга ехала в магазин, разговаривала с подругой, когда связь оборвалась. «Связь пропала, созвонимся попозже!» — отправила она сообщение в WhatsApp и пошла за покупками», — написала на своей странице в Facebook юрист Анна Димитриевич. — «Вернулась в машину, включила музыку с телефона — нет интернета и связи тоже. «Наверное баланс в роуминге кончился. Доеду домой закину». Ольга только вернулась из путешествия. Дома закинула баланс, но сотовой связи так и не было. Вечером на WhatsApp, дома Wi-fi,

позвонила подруга и сказала, что в Telegram Ольга просила выслать ей денег на карту. Дальше со всех счетов Ольги начинают списываться деньги

Она начинает звонить в Altel и Tele2 выяснить, что происходит с ее связью. Приняли заявление о блокировке Sim-карты. Утром ни WhatsApp, ни Instagram, ни Facebook ей уже не принадлежали — злоумышленники сменили все пароли.

В офисе Altel выяснилось, что мошенники перевыпустили Sim-карту Ольги.

Восстановив номер, Ольга вернула WhatsApp. И увидела, что мошенники там успели попросить денег у ее друзей и близких, и некоторые даже отправили. Что касается аккаунтов в Instagram и Facebook, то они до сих пор в руках похитителей, которые просят выкуп за возврат».

Было ваше, станет — чужим?

Случай шокирующий.

Сейчас к Sim-карте у огромного количества казахстанцев привязано все — от личного кабинета в электронном правительстве до банковских счетов

Получается, что кто-то может перевыпустить карту и в считанные минуты опустошить банковские счета и оформить кредиты?

Мы связались с Ольгой:

— В полицию вы обратились?

— Конечно! 25 декабря поехала в отдел полиции Медеуского района, объяснила ситуацию. Меня следователь направил в Ауэзовский район, так как обнаружила я случившееся, когда находилась в том районе. Мне дали какую-то справку, я ее отдала сотруднику мобильного оператора.В полиции мне сказали, что мое дело переведут в ДВД, в специальный отдел.

 

— Что вам удалось предпринять для сохранения своих социальных сетей и банковских счетов?

— Единственное, что мне удалось, — сделать двойную аутентификацию в Инстаграме, а Фейсбук находится до сих пор у мошенников. С него звонят моим знакомым. Благодаря функции дублирования публикаций в Фейсбуке через Инстаграм, я успела написать, что денег мне переводить не нужно.

Масштабы своих потерь я еще не знаю. Я заблокировала все приложения мобильного банкинга, но пока еще не доехала до самих банков, чтобы выяснить, что мошенники успели сделать со счетами. Моя подруга успела перевести по запросу этих мошенников от моего имени 57 тысяч тенге. Ну а потом произошла вообще полная наглость — мошенник вышел со мной на связь и предложил мне недорого выкупить доступ к собственным соцсетям.

— Вы никому доверенности не давали?

— Нет, никому. Поэтому очень все странно. Взломы соцсетей шли по IP-адресам из Костаная. Это мне сообщило приложение Телеграм. Кстати говоря, в первую очередь, буквально через 3 минуты после перевыпуска моей сим-карты мошенниками, начались первые транзакции в Сбербанке. То есть их интересовали сначала деньги.

Новый способ — нотариальная доверенность

Редакция 365info обратилась за комментариями в Altel. Сотрудница по связям с общественностью Евгения Бекбулатова сообщила следующее:

«Сотрудник оператора осуществил перевыпуск Sim-карты согласно внутренним процедурам на основании нотариально заверенной доверенности. Однако в данном конкретном случае имели место, во всей видимости, адресные злонамеренные действия третьего лица.

Так, оператору были предоставлены частично подлинные данные владельца номера

В связи с вышеизложенным оператор взаимодействует с законным владельцем номера и полицией в целях установления всех обстоятельств и принятия необходимых мер. Оператор регулярно обращает внимание абонентов на недопустимость и риски предоставления своих персональных данных третьим лицам».

Причем, как нам уточнили в Altel, в представленной нотариальной доверенности данные абонента совпали. И перевыпуск Sim-карты осуществили после их сличения.

Пока ведется разбирательство, и общественности неизвестны ни обстоятельства появления доверенности, ни само лицо, обратившееся от имени Ольги на перевыпуск Sim-карты,

можно с уверенностью говорить о появлении в Казахстане совершенно новой, продвинутой формы мошенничества

И поскольку у работников мобильных операторов нет никаких инструментов для проверки нотариальных документов на подлинность, аналогичные преступления могут стать массовыми. Здесь впору Министерству юстиции, Республиканской нотариальной палате и правоохранительным органам оперативно придумать механизм защиты от подделок доверенностей. Либо провести ликбез по распознанию «липы» с работниками всех государственных и частных структур, принимающих в качестве документов для принятия решений нотариальные доверенности.

Продолжение следует…

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter