Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
444
-0.47
EUR
475
+0.97
RUB
4.8
+0.04

«Они хотят, чтобы мы продолжали курить»

12062
Фото: azattyq-ruhy.kz

Борьба против курения в нашей стране построена так, что люди, наоборот, курят еще больше. Такие неутешительные выводы делает журналист, блогер, основатель сообщества «Казахстан бросает курить» Татьяна Фоминова, анализируя подходы Минздрава РК к формированию здорового образа жизни. В интервью – взгляд эксперта на проблему.

 — Татьяна, Вы основатель сообщества «Казахстан бросает курить». Название говорит само за себя. И как, на ваш взгляд, должна строиться реальная борьба против курения в нашей стране?

 — Так, как и любая борьба за какие-то положительные изменения – с учетом множества факторов, с пониманием корня проблемы и психологических особенностей аудитории. А пока я вижу прямую аналогию со школой: правительство у нас завуч, а курильщики – «плохие ученики». И вот им запирают на переменах двери, чтобы негде было курить, запрещают бабулькам продавать рядом со школой сигареты, чтобы у детишек не было соблазна, а если, несмотря на все меры, кого-то поймают с сигаретой, то наказывают. Такие меры в отношении подростков, возможно, и эффективны, но в отношении взрослых людей, налогоплательщиков это выглядит абсурдом.

Никто не бросит курить из-за того, что ему теперь нужно выходить за порцией никотина из кафе на улицу. Никто не забудет купить пачку сигарет из-за того, что ее больше не видно на витрине. И бюджет семьи курильщиков от повышения акцизов просто пострадает еще больше, но покупать сигарет эта семья меньше не станет. Высокие цены не являются стимулом к отказу от вредной привычки.

На наш взгляд, все это не борьба как таковая. Это скорее выглядит какой-то имитацией бурной деятельности. Неэффективные, какие-то даже наивные, детские меры, которые в других странах годами показывали свою нежизнеспособность и наносили вред борьбе против курения, с энтузиазмом внедряют в Казахстане.

Откуда такая некомпетентность? Все ведь прекрасно понимают: то же повышение акцизов приведет не к спаду продаж сигарет, а к увеличению доли на рынке контрафакта, поддельных сигарет неизвестного производства, потому что они дешевле. От этого пострадают на только легкие курильщиков, которые будут давиться третьесортной отравой, но и бюджет страны.

И ведь подобного опыта в мире более чем достаточно. Это та информация, для получения которой не нужны специальные исследования, она на поверхности, в новостных лентах соседней России, например. Чего там добились, повышая акцизы на сигареты?

В 2019 году, когда акциз был резко увеличен, потери бюджета РФ от нелегальной торговли табаком превысили 100 млрд рублей. В 2020 из-за закрытых границ этот показатель снизился до 85 млрд. Однако эксперты прогнозируют, что по итогам 2021 года объемы продаж нелегального табака в РФ снова возрастут, потому что власти вновь подняли акцизы на 20%. И зачем нам наступать на те же самые грабли?

Тем не менее борцы с табаком твердо гнут свою линию: запрещать, повышать налоги, ограничивать. Как вы знаете, в Казахстане на протяжении ряда лет существует так называемая «Коалиция за Казахстан, свободный от табачного дыма». Очень активная организация в плане законодательных инициатив, также она массированно работает на уровне различных комиссий Минздрава.

 — Как бы вы, тоже борец против курения, оценили ее деятельность?

— Измерить эффективность как самой антитабачной организации, так и результатов ее деятельности очень просто – мы должны видеть ежегодное снижение числа курильщиков в Казахстане. Однако я таких данных не встречала, хотя и целенаправленно искала. Зато шума от этих антитабачников действительно много. И не только шума, но и некоторых, скажем так, странных инициатив.

— Кстати, на днях лидер «Коалиции за Казахстан, свободный от табачного дыма» Джамиля Садыкова публично открещивалась от проекта «Инициатива Блумберга», откуда, как было установлено судом, она ранее получала гранты. Садыкова уверяла, что ее организация – это даже не НПО, а просто «инициативное движение активистов-антитабачников на полной добровольной основе». Выходит, что у «коалиции» такой же статус, как и у вашего добровольного сообщества. Тогда почему, на ваш взгляд, эта «коалиция», не являясь даже юридическим лицом, имеет возможность управлять законодательными инициативами Минздрава и других министерств? Есть ли у вашего сообщества аналогичная возможность предложить свои инициативы госведомствам?

— В рамках сообщества «Казахстан бросает курить» у меня не было опыта по предложению инициатив госведомствам. Но если мое мнение и мой опыт как бывшего курильщика со стажем и как основателя сообщества будут кому-то интересны, я готова принять участие в разработке реальных мер по отказу от курения. Ключевое слово здесь – «реальных».

Что же касается «коалиции» или других организаций, пытающихся активно влиять на государственную политику в сфере охраны здоровья населения, то, видимо, у них есть какие-то каналы взаимодействия с государством, о которых мы не знаем.

Обратите внимание: выступая от имени Минздрава (кто ее уполномочил на это – непонятно), Джамиля Садыкова пытается влиять на решения на страновом уровне, хотя она даже не госслужащая, а, по собственному признанию, просто активист-доброволец, у которого даже нет своего юридического лица. Согласитесь, само по себе это ненормально.

Здесь, конечно, надо разбираться, на что они тратят свои гранты, с кем сотрудничают, какие цели преследуют, что за идеи продвигают через тот же Минздрав. Думаю, государству нужно внимательнее наблюдать за такими активностями, тщательнее отслеживать деятельность и финансирование подобных организаций. Лоббистская деятельность любых иностранных структур под прикрытием казахстанских НПО недопустима. Кто им дает эти гранты действительно и что это за «Инициатива Блумберга»?

Интересы здоровья нации требуют совсем иных подходов. Реальная борьба с курением заключается не в запретах, не в повышении акцизов или уравнивании бездымных систем доставки никотина с сигаретами, чего добиваются все эти «активисты». Реальная борьба – это в первую очередь информационная работа, это донесение до курильщиков информации о том, что на самом деле создаёт опасность при курении, что отравляет их организм.

Это и работа с экспертным сообществом, с медиками, которые подскажут курильщику способ если не полностью отказаться от никотина (многим тяжело это сделать), то снизить вред, то есть перестать вдыхать дым сигареты. Современные технологии действительно позволяют существенно снизить вред, и это способ спасти миллионы жизней.

— Кстати, одна из инициатив антитабачной «коалиции» как раз заключается в том, чтобы законодательно приравнять новые электронные табачные и никотиновые бездымные продукты к обычным сигаретам. Но разве это одно и то же? Согласны ли вы с утверждением, что бездымные продукты также вредят здоровью, как и простые сигареты? 

— Нет, конечно. Это сознательное искажение фактов. И подобные инициативы явно направлены против того, чтобы люди в Казахстане бросали курить. Те, кто предлагает уравнять сигареты и «бездымку», стремятся, чтобы курильщики продолжали травить себя. Они хотят, чтобы мы продолжали курить. Все их активности работают не против курения, а наоборот – на руку мировым «сигаретным королям».

Объясню, почему это так. Основной вред организму курильщика наносят продукты горения – это медицинский факт, известный еще с 1970-х годов. Именно тлеющая сигарета выделяет дым, в котором содержатся бензол, акролин, формальдегид и остальные четыре тысячи вредных химических соединений. А бездымная система доставки никотина, или электронная сигарета, как ее обычно называют, исключает горение как таковое. Соответственно, самый вредоносный процесс (образование дыма) в ней попросту не происходит. Потому нет и тех вредных веществ, которые содержит табачный дым.

Да, конечно, бездымные продукты не безвредны, ведь тот же никотин сам по себе вызывает привыкание. Но исследования показывают, что вред от них в разы ниже по сравнению с сигаретой. Пользователь электронной сигареты не вдыхает дым вместе со смолами и тяжелыми металлами, а для имитации процесса курения здесь используется глицерин, который мы видим со стороны уже в виде пара (аэрозоля) при выдыхании.

Вот почему законодательное уравнивание сигарет и бездымных систем доставки никотина является не только в корне неверной, но и деструктивной идеей. То есть посмотрите: на рынке появились инновационные бездымные гаджеты, которые помогают курильщикам избавиться от своей вредной привычки. Степень вреда этих гаджетов значительно ниже по сравнению с сигаретами.

И вот множество людей, которые годами безуспешно пытались бросить курить, решают перейти к более безопасной бездымной доставке никотина в свой организм. Помимо снижения вреда здоровью, они видят плюсы также и в комфорте процесса, в отсутствии неприятных запахов, в том, что они больше не травят окружающих пассивным курением.

И тут вдруг им все эти плюсы отменяют, и снова возвращают их в статус провинившихся школьников! Им объявляют: «бездымка» – это то же самое, что сигарета! То есть, по сути, курильщиков сознательно вводят в заблуждение. Кроме того, людям еще и запрещают использовать бездымные системы доставки никотина в общественных местах.

Что же мы увидим в итоге? Зачем человеку переходить на бездымные системы доставки никотина, если он все равно вынужден прятаться по вонючим курилкам и вдыхать там сигаретный дым? Откуда курильщики получат достоверную информацию о том, что бездымный гаджет намного менее вреден, чем сигарета, если со всех сторон им твердят, что «бездымку» полностью приравняли к сигаретам?

Фактически население страны сознательно дезинформируют, внушая людям, что якобы бездымный никотиновый продукт и сигарета одинаково вредны. Это не только деструктивная, но и откровенно антинародная политика.

Я думаю, что если бы у Минздрава РК действительно была цель избавить Казахстан от табачного дыма, то они не велись бы на подобные идеи – приравнивать к сигаретам продукт, помогающий от этих самых сигарет отказаться.

Ну а раз уж такое происходит – неважно, внешнее ли лобби тому виной или некомпетентность чиновников, писавших Кодекс о здоровье, – в любом случае наша миссия в том, чтобы эту ошибку исправить. Мы должны рассказать людям, что на самом деле не нужно возвращаться к сигаретам для того, чтобы получить никотин. И что тем самым можно снизить получаемый вред.

— Вы как-то писали о том, что во многих развитых странах, например, в Японии и Великобритании, снижают налоги и акцизы на новые бездымные табачные продукты, стимулируя потребителей переходить на них. В чем смысл такой политики?

— Дело в том, что в этих странах правительства поставили перед собой реальную цель избавиться от табачного дыма, сделать так, чтобы население массово бросало курить. При этом там уже имели возможность убедиться, что на курильщиков не действуют даже самые драконовские меры: в Японии, к примеру, даже на улице курить запрещено везде, кроме специально оборудованных мест.

Однако все эти запреты не помогли избавить её от статуса одной из самых курящих стран мира. Поэтому теперь там сделали ставку на снижение вреда – изучили цифры, проверили факты, изменили регламенты. В результате систему нагревания табака и стики к ней, либо электронную сигарету (вейп) в современной Японии можно купить даже на улице в торговых автоматах.

Результат впечатляет: всего за несколько лет 30% японских курильщиков перешли на бездымные системы доставки никотина. Еще ни одна страна в мире не отказывалась от курения такими стремительными темпами.

Великобритания, в свою очередь, поддерживает альтернативные способы получения никотина на уровне Минздрава. Там проводят информационные кампании, продвигая вейпинг как способ отказаться от сигарет. И благодаря этому в Великобритании сегодня число курильщиков снизилось до 14,7% взрослого населения, это один из самых низких показателей в мире. А было свыше 40%.

Таким образом, как видим, эти страны не ведут борьбу с ветряными мельницами, как у нас. Там с помощью реальных шагов, через регламенты и информационные меры, снижают нагрузку на здравоохранение, делают нацию здоровее без сомнительных законодательных авантюр, без ударов по экономике страны и МСБ в частности.

— Татьяна, скажите, а Вы лично, будучи в прошлом курильщиком со стажем, убедились в том, что новые бездымные системы доставки никотина действительно намного менее вредны, чем сигареты? И что по этому поводу думают участники вашего сообщества?

Я, безусловно, убедилась в этом, иначе бы не стала тратить массу личного времени на проект. У меня было несколько лет, чтобы на личном опыте оценить эффективность бездымных систем нагревания табака. Сначала я перешла на СНТ из-за удобства использования, но вот уже пять лет я вообще не курю сигареты и больше не кашляю по утрам, у меня нет одышки, я вижу положительные изменения в своей внешности. Можно не верить каким-то исследованиям, но себе-то я верю.

«Казахстан бросает курить» – сообщество по интересам. Основной процент наших участников – это пользователи электронных сигарет и СНТ, которые, как и я, имели возможность на собственном опыте убедиться в том, что эти гаджеты действительно несут намного меньше вреда при альтернативном способе получения никотина. Наши участники делятся новостями, задают вопросы, приводят друзей, чтобы те могли ознакомиться с исследованиями и тоже бросить курить. Радует, что сообщество органически растёт: у единомышленников обязательно должна быть площадка, где они могли бы получать правдивую информацию и поддержку.

И, знаете, нас не интересует господин Блумберг с его сомнительными инициативами и партнерскими проектами. Нам не нужны его гранты. Мы сами помогаем себе и другим людям избавиться от пагубной привычки. И мы призываем правительство прислушаться к голосу медиков, к голосу здравого смысла, и подумать наконец-то предметно о здоровье казахстанских курильщиков. Ведь это миллионы наших сограждан.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter