Ермек Турсунов, автор книги «Қарашаңырақ», пытается ответить на вопрос: «Если мы, казахи, все друг другу родственники, то почему до сих пор не можем ужиться?»
Помните старинную русскую пословицу «Поскреби русского – найдешь татарина». В этом смысле казаха можно скрести сколько угодно, татарина вы там не найдете. Там прочно сидит казах. Который, правда, немножко араб, немножко монгол, немножко турок, немножко еще кто-то.
Ну хорошо, хорошо! Татарин там тоже есть. И узбек чуть-чуть. И уйгур тоже, совсем немного. Но по большому счету, при любых обстоятельствах казах остается казахом. Даже если он забыл свой язык, переехал в Штаты, женился на колумбийке, а работает в НАСА.
Но как бы он ни шифровался, как бы ни косил под американца (немца, француза, эфиопа), его нетрудно вычислить. И не потому что он ест руками, много говорит, всех перебивает, хвастается, расспрашивает каждого о родословной и ездит на самом большом в городе джипе. Нет. Просто в нем живет ген. Он неистребим.
И ген этот приходит к нему по ночам, забирается в сны, включает там сериалы на казахском, заставляет слушать домбру, смотреть глупые ток-шоу с несмешными комиками, есть конину и пить чай с молоком. А почему так?
https://365info.kz/2021/10/kak-vse-kazahi-stali-rodstvennikami-pravda-o-natsionalnyh-traditsiyah
Потому что его – этот ген – невозможно уничтожить. Он непобедим. И он настолько силен, что всякий пришлый, попадая в казахскую среду, через какое-то время растворяется в ней и оказашивается. И дети его оказашиваются. И внуки. А женщины так те вообще становятся родными келинками.
Примеров тому мильон, и их тоже не стоит перечислять. Все и так знают. У каждого на этот счет припасена своя история. Другое дело – хорошо это или плохо? И вот тут возникают споры. Особенно что касается родни. Поговорим об этом.
Сегодня сформировались два типа отношений с родственниками. Вернее, две противоположные формы восприятия родственников.
Первый тип – «родня есть империя зла». Он весьма живуч и популярен. Потому что со своими легче воевать. («Үйреніскен жау атысқанға жақсы» – «С привычным врагом удобно перестреливаться».) И мириться, кстати. На этот счет существует множество умностей.
Для каждого казаха самой милитаризированной родней всегда были өз жұрты. То есть родня по отцовской линии. С ними так: «Ағайының барда дұшпаным жоқ деме» – «Покуда есть родня, не нужно искать врагов».
https://365info.kz/2021/10/kakovo-byt-kazahskoj-zhenoj-ili-kak-ne-byt-bitoj-vsya-pravda-o-natsionalnyh-traditsiyah
Или вот: «Ырылдарсың, қаппасың, менен жақсы таппассың» – «Порычишь, покусаешь, все равно лучше меня не найдешь». И еще: «Жаман болса туысың, туыспай-ақ құрысын». Коротко: «Если родня плохая, то на хрена она мне такая».
И еще приведу одну замечательную поговорку: «Ағайын бір өліде, бір тіріде керек» – «Родня нужна два раза в жизни: один раз, когда родишься, второй раз – когда помрешь». Но это если переводить буквально. Подлинный смысл там другой: «Если делиться всем с родней, то радость удвоится, а горе убавится».
Мне видится, сегодняшним нашим реалиям подходит более буквальный перевод. К сожалению. Почему я так говорю? Потому что я давно здесь живу. Среди своих. И давно наблюдаю странную картину. Казахи так воспринимают реальность.
К наличию ближайших родственников они относятся как к доброкачественной опухоли. Как к подоходному налогу. Как к аденоассоциированным вирусам. То есть, да, это тяжко, неприятно, но с этим придется жить и с этим ничего не поделать. За глаза они их терпеть не могут, а в глаза стараются угодить.
Если верить их словам, то родственные узы их ужасно напрягают, но разорвать они их не в силах. Потому что с родственниками сложнее, чем с женами: с ними нельзя развестись. Нет такого закона. От них нельзя отказаться. Вычеркнуть. Утопить или расстрелять. Их нельзя переименовать или заставить сменить фамилию.
https://365info.kz/2021/10/kogda-kazah-imeet-pravo-bit-zhenu-vsya-pravda-o-natsionalnyh-traditsiyah
По-настоящему родственные чувства настоящие казахи испытывают к друзьям. Говорят: «Жаман туғаның болғанша, жақсы жолдасың болсын» – «Лучше хороший друг, чем никчемная родня». Другими словами, все свои человеколюбивые порывы казахи расходуют на друзей, а родственникам оставляют вымученные улыбки и искусственный смех.
А еще говорят: «Жаман болса ағамыз жақсыны қайдан табамыз?» То есть куда деваться, раз уж брат у меня такой раздолбай. Где я вам найду хорошего? «Жаман ағайын бар болса көре алмайды, жоқ болса бере алмайды» – «Если ты крут, то родня обзавидуется, а если беден, то не помогут ничем». Одним словом, в первом случае казахи родственников не любят. В отдельных моментах просто ненавидят.
И больше всего казахи ненавидят бедных родственников. Это они отравляют им жизнь. Они привозят своих подросших оболтусов в город и оставляют их жить на время учебы. Они позорят доброе имя, выставляя напоказ все свои несчастья. Они вечно попадают в неприятности, из которых потом их приходится вытаскивать. Короче, никакой реальной пользы от них нет. Одни проблемы.
А если у вас богатые родственники, то это тоже, знаете, не очень. Во-первых, к ним на простой козе не подъедешь. У них высокие заборы и кованые ворота. У них проблемы восприятия себя в окружающем пространстве. Им все время кажется, что пространство на них давит, оставляя им мало места, поэтому они в него – в пространство это – не вмещаются. Из-за этого, во-вторых, они ведут себя вычурно. И заносчиво.
https://365info.kz/2021/09/pochemu-u-kazahov-zamuzhestvo-eto-smert-vsya-pravda-o-natsionalnyh-traditsiyah
И потом, у них, как правило, стервозные жены. Они ходят дома в бигудях и бардовых халатах, смотрят на вас как на рыб-прилипал и заставляют пахать по дому. А казахи пахать не любят. Они любят, когда все сразу. Когда твой дядя большая шишка. И он позвонит куда следует, и вас назначат, как положено, на красивое место. С которого далеко видать и приятно плевать. Причем плевать на всех остальных своих родственников.
Я уже говорил, что казахи все одна семья. За это говорит еще и тот неоспоримый факт, что все они обращаются к друг другу тепло, по-родственному, как в старину: бауырым (брат, братан, брателло, брәтішке), аға, ата, тәте, жеңеше (к тем, кто постарше), інім, қарындас (к тем, кто младше)…
И так, согласитесь, звучит намного приятнее, чем отчужденное «сэр» или «месье». Или того хуже, отстраненное полуофициальное: «гражданин», «гражданочка», «молодой человек», «товарищ». А еще, бывает, кричат: «Женщина! Вы что, оглохли? Вас здесь не стояло!» Но это сегодня почти ничего не значит. Поскольку послать можно и вежливо, и мягко, по-братски. Иной раз даже очень далеко можно послать. Туда, откуда не возвращаются.
Так что все эти «старинные вежливости» утратили свое первоначальное значение, приобрели со временем дополнительную окраску и превратились чаще в формальность. Иной раз даже в издевку. В снисходительную сакраментальность.
Да, по-казахски невозможно обратиться к незнакомому человеку: «Эй, чувак, поди сюда». Или: «Лапуленька, а давайте возьмем и обрадуемся на пару». Нет таких форм обращения. И такой фамильярности. И настоящий казах никогда не обратится: «Эй!» Потому что это звучит оскорбительно.
https://365info.kz/2021/08/kak-kazahi-detmi-torgovali-vsya-pravda-o-natsionalnyh-traditsiyah
Но это мало что меняет по сути. Но я вам скажу.
К сожалению, ко всему сказанному мне остается добавить лишь одну маленькую фразу: «Так было в прежние времена»… Но эта маленькая фраза меняет все. Поменялись и мы, казахи. К сожалению. А вместе с нами и наши смыслы.