Вопросы подготовки юридических кадров стали главными на новом вебинаре в рамках проекта «Юридические диалоги».
Организаторами вебинара выступили фонд Нурсултана Назарбаева, Комиссия по правам человека при президенте РК, Институт Сорбонна-Казахстан КазНПУ им. Абая. Содействие в проведении онлайн-встречи экспертов в юриспруденции оказали Германское общество по международному сотрудничеству (GIZ), Almaty Adaldyq Alany, Национальное волонтерское движение «Акселератор добра: Izgilik elshisi».
В вебинаре «Подготовка юридических кадров» приняли участие депутаты парламента, судьи, адвокаты, практикующие юристы, сотрудники правоохранительных органов, руководители государственных органов и другие важные лица.
Ведущий Игорь Рогов, открывая мероприятие, отметил, что в преддверии великого праздника – 30-летия Независимости – для всех очевидна решающая роль Первого Президента в реализации многовековой мечты о суверенности страны, а также в построении новой государственности на территории Казахстана.
«Обретение независимости нашей страной носит парламентаристкий характер. Это заключалось в разработке соответствующих законопроектов, принятии эпохальных законов. Все это было осуществлено в кратчайшие сроки и с высоким качеством. А это качество было обусловлено высоким уровнем юридической науки, которая была у нашей страны в момент всех этих преобразований. И сегодня важно удерживать эту планку.
Для того чтобы развиваться, страна должна иметь юридические кадры, отвечающие новым требованиям, новым вызовам, тем стандартам, что созданы мировым сообществом применительно и к государственным устройствам, и к демократическим институтам», — подчеркнул Рогов в своем выступлении.
И в этой связи модернизация юридического образования, по мнению ученого, также важна, как и процесс трансформации всего государства. Он добавил, что в ближайшее время в правительстве будут рассмотрены вопросы подготовки юридических кадров.
Вебинар стал своеобразной информационно-образовательной площадкой, где отечественные специалисты, педагоги ознакомились с лучшими практиками и кейсами в сфере юридического образования, используемых за рубежом. В частности, спикеры из Франции и Германии рассказали, как готовят юристов, судей, адвокатов, прокуроров, сотрудников полиции в университетах этих стран.
В ходе вебинара о трехступенчатой подготовке юристов во Франции рассказал Пьер Тифин. Это знакомая Казахстану система – бакалавриат, магистратура, докторантура. Доктор юридических наук отметил, что бакалавр права — национальный диплом французской системы высшего образования. Этот документ важен, поскольку с 1991 года является первым дипломом, позволяющим работать юрисконсультом. Во Франции человек может считаться адвокатом, если получил лицензию на право заниматься адвокатской деятельностью. Однако лицензионный диплом не всегда позволяет интегрироваться в рынок труда, что заставляет студентов продолжать обучение в магистратуре.
Вилфрид Бернхардт свой доклад посвятил экзаменам по праву в Германии. Он рассказал, что желающие поступить на классическую юридическую специальность (судья, нотариус, прокурор, адвокат, административный юрист) должны сдать два юридических экзамена. В частности, из выступления профессора слушатели узнали о том, как проходит экзамен, как готовиться к испытанию и какие различия по нему имеются на территории страны.
Продолжив тему юридического образования в Германии, Томас Херрманн добавил, что помимо основной программы обучения студенты должны посещать курсы по приобретению так называемых ключевых квалификаций (soft skills), таких как ведение переговоров, риторика, разрешение споров, медиация и тому подобное. Они также должны пройти три стажировки в суде, у адвоката и в административном органе, чтобы получить первый практический опыт.
Кристина Хохлова презентовала образовательную программу Совета Европы по правам человека для представителей юридических профессий и рассказала о ее возможностях.