Депутатское предложение от бакалавра юриспруденции, члена партии Nur Otan Нурлыбека Ожаева возмутило журналистов.
21 октября казахстанские СМИ удивили новостями из парламента. На одном из заседаний рабочей группы мажилиса по обсуждению поправок в законодательство о судебной системе депутат Нурлыбек Ожаев предложил запретить публиковать в социальных сетях и СМИ информацию о любых судебных процессах, если решения по ним не вступили в законную силу.
Аргументация у мажилисмена такова:
«Одна из сторон
с целью заблаговременного формирования негативного общественного мнения против своего оппонента и оказания давления на суд публикуют ложную, недостоверную информацию по делу
Поэтому необходимо предусмотреть норму, запрещающую освещать дела до оглашения решения суда».
Правда, никаких конкретных примеров избранник народа не привел. А позже, когда журналистское сообщество заволновалось, депутат и вовсе заявил:
«Я снял свое предложение. Сделаю переформулировку и буду вносить предложение на будущих заседаниях рабочей группы. Мы еще обсуждаем, это не окончательно. Это не касается журналистов.
К журналистам никаких претензий нет, они обеспечивают гласность, прозрачность судебного процесса, они грамотные, пишут с обоснованиями
У нас есть закон о СМИ, Конституция есть, все это регулируется. Я имел в виду, что сейчас любой гражданин может высказывать свое мнение в социальных сетях, обсуждать. Каждый по-своему толкует, не являясь юристом и не разбираясь в судебных процессах. В социальных сетях могут писать авторитетные люди, а потом создается негатив в обществе».
То есть Ожаев, у которого то претензии к журналистам есть, то их нет, намерен вернуться к этому вопросу. Вообще, весьма странно видеть такую «дерзкую» инициативу со стороны депутата, которого партия отправила в мажилис всего четыре месяца назад. И в послужном списке которого исключительно работа в акиматах.
Президент Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева считает слова депутата неудачной попыткой стать популярным.
— Тамара Мисхадовна, чем, по-вашему, чревата эта поправка? Как она сочетается с конституционным правом на свободу слова? Какие правовые последствия будет иметь?
— Я думаю, это предложение рано или поздно войдет в закон о судебной системе и статусе судей. Потому что оно просто дикое. Меня изумляют идеи некоторых наших депутатов все запрещать. Один предлагает блокировать социальные сети, второй из-за некоторых субъективных публикаций требует запретить освещение всех судебных процессов.
Невзирая на то, что у нас гласность судебного процесса закреплена в Уголовном и Гражданском процессуальных кодексах
Что есть нормативные постановления Верховного суда о гласности судебного процесса. Если брать выше, гласность и доступ общества к информации Казахстане закреплены Конституцией.
Неужели депутат этого не знает, если предлагает разом искалечить все законодательство, подставить Казахстан в имиджевом плане и лишить общество права на получение информации?
Кроме того, о гласности судебного процесса говорят и председатель Верховного суда, и президент. А как же общественный контроль над судопроизводством? Надо же хоть немного думать о том, что ты предлагаешь. Просчитывать фон и просчитывать последствия, чтобы не стать одиозной личностью в глазах общества.
— Не выглядит ли это популистским пиаром, поскольку подобные инициативы часто предлагают люди, которым есть что скрывать? У нас и судьи, бывает, даже при наличии гласности судебного процесса не жалуют журналистов на процессах. А имея такую удобную норму, вообще войдет за правило «не пущать».
— Не знаю, какое отношение этот депутат имеет в прошлой жизни к судебной системе.
Но не исключаю, что это просто непросчитанная попытка самопиара
Народных избранников, известных своим избирателям, у нас единицы. Вот поэтому и хочется популярности и славы. Но в данном случае приобрести популярность таким образом мне кажется неудачной попыткой.
— Шли разговоры о поправках в закон о СМИ, которые должны дать больше прав журналистам. Что с ними сейчас? И как это стыкуется с тем, что теперь в другие законодательные акты предлагают изменения, завинчивающие гайки?
— О проекте нового закона о средствах массовых коммуникаций отдельный большой разговор.
По этому поводу «Адил соз» 8 ноября проведет в Нур-Султане большую конференцию с участием НПО и профильного министерства информации и общественного развития
Обсудим, что же в конце концов в этом законопроекте, который сейчас министерство разрабатывает в тайне от общественности?
— Как это — втайне?
— Именно так. Мы пытались добиться участия в рабочей группе, публичного обсуждения. В конце концов, мы с самого начала предлагали работать вместе как партнеры. Нам отвечают: «Подождите, скоро мы опубликуем проект для обсуждения». Я очень переживаю, чтобы в конце концов на свет не появилось нечто уродливое, из чего потом мы будем пытаться сделать приличный закон.
— И действующий закон о СМИ у международных НПО в области масс-медиа не ассоциируется с демократичностью. Тот факт, что проект нового закона разрабатывают кулуарно, предполагает ужесточения того, что и так несвободно, или есть шансы получить от министерства приятный сюрприз?
— Если включить фантазию, можно предположить, что это будет замечательный демократичный закон.
Но если спуститься на нашу твердь и посмотреть попытки усовершенствования других законов, например, о судебной системе, у меня прогнозы самые пессимистические
Думаю, профильное министерство и другие ведомства пишут закон под свое удобство. А это учет, контроль и репрессии. По крайней мере до сего дня так и было.
— В Уголовном процессуальном кодексе, кстати, уже есть 201 статья, которая закрыла рот правоохранительным органам сообщать общественности о ходе следствия. Теперь по любым вопросам нас отправляют… в прокуратуру. А там дальше уже со ссылкой на тайну следствия не говорят вообще ничего. Теперь нас ждет запрет говорить и о судебных процессах тоже?
— Да, огородить судебные процессы от общественного контроля. Если на стадии следствия по разрешению прокурора еще может какая-то информация просочиться, то теперь, если пройдет одиозное предложение депутата, запретят говорить обо всем. Мы останемся с пресс-релизами в лучшем случае.
Я думаю, что при таком повороте законодательства негатива в адрес судебной системы будет гораздо больше, чем сейчас
Имидж судебной системы это никак не укрепит, только пошатнет. Не говоря уже о демократическом имидже Казахстана в целом.
— Тем более, что очень часто журналистам недвусмысленно намекают, что своими публикациями они оказывают давление на суд и мешают отправлению правосудия.
— Это многолетние аргументы противников гласности. И каждый раз им отвечают грамотные люди, что по закону при отправлении правосудия судьи независимы и подчиняются только закону.
И плох тот судья, который выполняет свою работу, ориентируясь на публикации или какое-то общественное мнение
Тем не менее с периодичностью в два-три года этот вопрос поднимается. Нельзя писать о процессах, о судьях — это все аргументы от лукавого. От тех, кто хочет под занавесом тишины вершить не совсем законные дела.