США — значимый партнер для Казахстана. Но сегодня геополитическое влияние России и Китая на нашу страну сильнее. Что подтверждает наш принцип многовекторности.
Соединенные Штаты Америки являются одним из первых государств, которые признали независимость Республики Казахстан. С тех самых пор и завязалось тесное партнерство между двумя странами. По наблюдениям Фатимы Кукеевой, профессора КазНУ и директора Ресурсного центра американских и демократических исследований, ключевая роль сотрудничества РК с США в различные периоды формировалась и зависела от ряда факторов.
— В начале 1990-х годов основой сотрудничества были вопросы о судьбе советского ядерного потенциала, размещенного на территории Казахстана, а также географическая замкнутость Центральной Азии.
Решение этих проблем позволило нашему молодому независимому государству не только быть признанными мировой супердержавой, но и всем мировым сообществом
В подписанной во время визита Елбасы в 1994 году «Хартии о демократическом партнерстве между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки» говорилось о том, что независимость, безопасность, суверенитет, территориальная целостность и демократическое развитие Казахстана являются для Америки вопросами наивысшего значения, — вспоминает Кукеева.
По ее словам, вопросы демократии стали одним из ключевых моментов сотрудничества РК с США в конце 1990-х и начале 2000-х годов. Согласно доктрине Тэлбота, США были намерены содействовать развитию демократии в Казахстане и в целом в ЦА. Оценкой стало признание вклада Нурсултана Назарбаева в продвижение демократии.
В 1999 году президент Билл Клинтон вручил Нурсултану Назарбаеву диплом «За выдающийся вклад в продвижение демократии» Международного фонда избирательных систем
— Важную роль сыграло сотрудничество РК и США во время глобальной войны Америки с международным терроризмом с 2001 по 2014 годы, а затем и в вопросах стабилизации Афганистана. Большое значение для Казахстана имела поддержка Вашингтоном председательства нашей страны в ОБСЕ.
В результате поиска Соединенными Штатами новой модели присутствия в Центральной Азии после 2014 года был запущен диалог в формате «С5+1», целью которого стало содействие региональному сотрудничеству при участии Вашингтона, — рассказывает эксперт.
Таким образом, ключевая роль сотрудничества Казахстана и США заключается в возможности сохранить сбалансированный характер своей внешней политики.
— Принимая во внимание экономическое и энергетическое сотрудничество Казахстана и США, я бы особо отметила роль Соединенных Штатов в сфере безопасности. Что немаловажно в условиях открытого противостояния между такими глобальными державами, как США, Китай и Россия, а также накалившейся обстановки в Афганистане. В 2019 году госсекретарь администрации Трампа Майк Помпео посетил Казахстан и Узбекистан и принял участие в работе совещания министров «С5+1».
В повестку дня переговоров были включены вопросы региональной безопасности, регионального сотрудничества, а также ситуация в Афганистане,
— вспоминает Кукеева.
Она подчеркивает, что опубликованная стратегия США для Центральной Азии на 2019-2025 годы определяет внутренний и трансграничный терроризм как одну из главных проблем в области безопасности.
— Это означает, что Вашингтон будет расширять сотрудничество с Казахстаном в борьбе с терроризмом и экстремизмом. А это подразумевает совместную работу служб безопасности и правоохранительных органов
Продолжая развивать идею Большой Центральной Азии, стратегия указывает на необходимость развития более тесных взаимоотношений пяти стран ЦА с Афганистаном по широкому кругу вопросов, — замечает американист.
По убеждению Кукеевой, согласно принципам многовекторности внешней политики, Казахстану в дальнейшем необходимо продолжить укреплять и углублять сотрудничество с США.
— Но при этом следует учитывать, что, во-первых, сегодня основной характеристикой казахстанско-американских отношений является прагматизм. То есть речь идет не о каком-то реальном стратегическом сближении. Ведь
американский «вектор» казахстанской политики уступает российскому, китайскому и даже европейскому. Речь идет о взаимовыгодном сотрудничестве в экономике и поддержании стабильности в регионе
Во-вторых, Казахстан, как и другие государства ЦА, оказался перед сложной задачей — сохранить постоянный интерес со стороны США. Интерес, который имеет тенденцию к снижению, особенно после 2014 года.
Формула «C5+1» и новая стратегия США в ЦА свидетельствуют о том, что Вашингтон не готов отказаться от своего влияния в Казахстане. США стремятся наращивать экономические контакты, влияние мягкой силы, а также расширять сотрудничество по линии борьбы с радикализмом и экстремизмом.
Однако США сталкиваются с необходимостью поиска компромисса между заявленными масштабными планами и сложностями их реализации.
О том, что Вашингтон не намерен серьезно вкладываться в регион, свидетельствует сокращение финансовой помощи странам ЦА. Вопросы безопасности и масштабной экономической помощи центральноазиатским государствам делегируются Москве и Пекину,
— делится наблюдениями профессор.
По ее мнению, такая позиция Соединенных Штатов увеличивает возможности России и Китая в геополитическом влиянии в Казахстане и Центральной Азии в целом. Не случайно ведущие американские эксперты предупреждают Белый дом, что «окно возможностей» для усиления присутствия США в Центральной Азии не будет открыто вечно.