Жилищную политику государства надо стимулировать.
Нынешние льготные ипотечные программы рассчитаны только на отдельные категории граждан — и список этот неполон. Кроме того, нарекания вызывает качество построенных по этим программам домов. Далее, старые программы закрываются, и эксперты опасаются, что из-за отсутствия конкуренции банковские продукты могут подорожать.
Сенаторы Ляззат Сулеймен и Аскар Шакиров предлагают принимать новые программы. В том числе и для рынка вторичного жилья.
Жилищная проблема стала темой депутатского запроса на имя Аскара Мамина. В числе прочих авторы подняли вопрос выселения граждан из их квартир.
Во-первых, сейчас, если один из членов семьи, проживающих в государственном жилище, получает жилье, выселяется вся семья целиком. Степень их нуждаемости в жилище не учитывается. Этот вопрос актуален для многодетных семей.
Во-вторых, закон разрешает выселение граждан из единственного жилья без предоставления другого жилья или компенсации
«в случаях применения взыскания на жилище вместе с земельным участком по долгам собственника или конфискации жилища»
Общая статистика таковых не ведется, равно как среди выселенных расчет и доля социально уязвимых лиц. Но с 2016 года суды удовлетворили 5 398 дел о принудительном выселении без предоставления альтернативного жилья. Доля решений об отмене таких выселений за пять лет сохраняется в пределах 14-16%.
В законе «О жилищных отношениях» нашли противоречие с Конституцией
За 6 месяцев 2021 года суды удовлетворили 415 дел о принудительном выселении. Из них только в 7 случаях выселенным предоставили другое жилье.
В 2020 году, в пик пандемии, были выселены 866 семей, и только 10 из них получили альтернативное жилье.
— На сегодняшний день законодательство запрещает выселение социально уязвимых лиц лишь в период отопительного сезона. Однако выселение этой категории граждан из единственного жилья в любых иных случаях противоречит целям построения социального государства в силу самого их статуса, — отметили депутаты.
Сенаторы предлагают предоставлять таким гражданам арендное жилье, но без права выкупа. Также они упомянули, что Конституционный совет предлагал вообще запретить взыскание единственного жилья.
Ранее депутаты уже предлагали (и сейчас повторили предложение снова) дополнительно стимулировать реализацию государственной жилищной политики.
— На сегодняшний день стало известно о завершении финансирования Национальным банком РК государственных ипотечных программ «Баспана хит» и «7-20-25» в 2021 и 2022 годах соответственно. При этом вопрос о замене этих программ новыми остается открытым и вызывает опасения граждан и экспертов
о возможности подорожания ипотечных продуктов банков ввиду отсутствия конкуренции,
— отмечают они.
Оставшиеся льготные ипотечные программы либо предлагают покупку жилья у конкретных застройщиков на конкретных объектах,
на качество которых граждане жалуются все чаще,
либо ориентированы на конкретные группы граждан с низким доходом. Широкие слои населения со средними доходами под них не подпадают. А значит, приобретение жилья в ипотеку для них станет еще более проблематичным и труднодоступным.
Сенаторы предложили принять новые ипотечные программы. Но на этот раз для вторичного рынка жилья.
Кроме того, нарекание вызывает качество социального жилья по программе «Нұрлы жер». Часто в таких новостройках некачественная отделка стен и фасадов, отсутствует электроснабжение, протекает кровля, ненадлежащим образом установлены трубы и общедомовые инженерные сети.
Хотя эти объекты сдаются в эксплуатацию лишь после получения заключения местных контролирующих органов,
в частности авторского и технического надзора. Все это вызывает ряд вопросов к самим этим органам.
«Одним из решений проблемы видится усиление и централизация контроля за качеством строительства. В частности, необходимо совершенствование сферы лицензирования архитектурной, градостроительной и строительной деятельности
путем введения периодичности лицензирования застройщиков
На сегодняшний день представляемые лицензии в сфере строительства являются бессрочными. Периодичность лицензирования будет способствовать поддержанию уровня квалификации застройщиком и обезопасит граждан от недобросовестных застройщиков», — указывается в запросе.
Кроме того, авторы предложили подумать об увеличении минимального гарантийного срока для многоквартирного жилого дома до 5 лет.
«Увеличение гарантийного срока означает повышение ответственности строительных компаний перед жильцами новостроек за обнаруженные недостатки по причине некачественных строительных работ», — указывается в запросе.
А также «рассмотреть возможность установления централизованного единого контроля за качеством строительства доступного социального жилья в регионах на республиканском уровне».