Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
480
0.00
EUR
532
0.00
RUB
5.27
0.00

Новый налог ради блага казахстанцев придумали чиновники

58522
Бахыт Туменова

Исследование, проведенное Национальной ассоциацией «Денсаулык», показало, что наиболее приемлемым вариантом снижения вреда является стимулирование бизнеса производить «здоровые» товары.

Речь идет о том, чтобы в ЕАЭС в общем и в Казахстане в частности применять дифференцированное налогообложение на разные группы товаров. В первую очередь на те, что влияют на рост заболеваемости неинфекционными недугами. Это неэкологичный транспорт, алкоголь и табак. Подобная инициатива вполне вписывается в новую Концепцию формирования ЗОЖ, которую сейчас реализует минздрав.

«В отношении товаров, имеющих вредные действия на здоровье человека или экологию, должно применяться дифференцированное налогообложение (акциз) в зависимости от степени неблагоприятного воздействия на организм человека», — считает глава «Денсаулыка» Бахыт Туменова. — «Результатом является стимулирование производителей инвестировать в разработку менее вредных продуктов, а также пополнение государственного бюджета на фоне сохранения здоровья граждан».

Больше вред — выше налог

Если коротко, исследователи предлагают повысить налог на транспорт для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания из-за вредных выбросов. И установить нулевой налог на электрокары.

Крепкий алкоголь с высоким содержанием этанола обложить более высоким акцизом, чем слабоалкогольную продукцию

И конечно, высоким налогом следует обложить обычные сигареты. А бездымные никотиносодержащие аналоги, считают общественники, стоит поддержать сниженным акцизом. В качестве основного аргумента «Денсаулык» приводит международный опыт. И конечно же, сокращение бюджетных расходов на лечение граждан, заболевших из-за влияния неэкологичного транспорта и вредных привычек.

Например, в зарубежной практике налог на транспорт включен в стоимость топлива. В странах ЕАЭС он зависит от мощности двигателя автомобиля. Условно, совершенно новый внедорожник с большим объемом двигателя наносит экологии меньший вред, чем очень старая, но экономичная легковушка.

«Наиболее оптимальным и справедливым для владельцев транспортных средств является установление и дальнейшая тенденция к существенной

дифференциации транспортного налога в зависимости от величины наносимого ущерба

окружающей среде или по экологическим показателям», — предлагают исследователи. — Этот подход соответствует принципу концепции снижения вреда. Дифференциация налога в Казахстане и других странах ЕАЭС будет мотивировать на приобретение автомобилей, эксплуатация которых дает минимальные вредные выбросы, включая электромобили».

Та же логика усматривается и в отношении алкоголя и сигарет. Переход потребителей с крепкого спиртного с высокой стоимостью на более дешевые слабоалкогольные напитки уменьшает вред здоровью. Точно также работают и электронные сигареты, ставшие популярными во всем мире среди курильщиков, не готовых отказаться от этой привычки. Сделать менее вредное более доступным — цель стратегии.

Комплексный подход

Возможно, это действительно сделает казахстанцев более здоровыми. Но в дискуссиях о ЗОЖ довольно часто противники фискального регулирования медицинской тематики приводят и свои аргументы. Главный заключается в том, что

продолжительность и качество жизни человека зависят не только от его вредных привычек и экологии, но и от образа его жизни

— физической подвижности и гастрономических предпочтений. То есть от уровня жизни.

Если условный гражданин не курит и не употребляет спиртное, но при этом его доходы позволяют ему не умереть с голода на макаронах, вряд ли с возрастом он будет здоровее соотечественника, который хорошо питается и умеренно потребляет алкоголь.

Дискуссия между общественниками и журналистами, развернувшаяся на презентации исследования «Денсаулыка», закончилась тем, что

все признали комплексность проблемы ЗОЖ казахстанцев. То есть к диабету, сердечно-сосудистым заболеваниям и ожирению приводят не только вредные транспорт, алкоголь и табак

Любой производитель заинтересован в том, чтобы потребители его товаров жили долго. Чем дольше живут — тем дольше потребляют. И даже алкогольная и табачная индустрии внедряют новые технологии, снижающие вред здоровью.

Эксперты «Денсаулыка» согласны с тем, что оздоровление любого вида продукта ведет к его удорожанию чисто по технологическим причинам. И чтобы не потерять потребителя, они идут на сокращение расходов по другим статьям. Например, сокращают персонал или уводят в тень их реальную зарплату. Поэтому «сюрприз» государства в виде повышения и так существующих акцизов мало похож на стимулирование производителей улучшать свои технологии.

Экономика вопроса

Кроме того, удорожание подакцизной продукции, пусть даже вредной, но популярной у потребителя, всегда ведет к росту контрафакта. Достаточно вспомнить мировые практики введения «сухих» законов.

Мысль пересадить казахстанцев на безвредные электрокары звучит фантастически

Учитывая их стоимость и уровень жизни людей в стране.

«Анализ транспортного налога стран ЕАЭС показал, что в целом существует положительная тенденция поддержки развития автомобильного транспорта на электрической тяге», — констатирует «Денсаулык». —

За период январь-октябрь 2019 года импорт в страны ЕАЭС составил 292 электромобилей

на общую сумму 14,86 млн долларов США. Доля импорта Армении составила 0,7%, Беларуси – 30,8%, Казахстана – 7,2%, России – 61,3%. В основном электромобили завозятся из США, Китая, Австрии, Германии».

Эта ли статистика не наглядный пример того, что «здоровые» машины не по карману большинству жителей Евразии? Ведь старый автопарк коптит в городах не из-за безграничной любви граждан к раритету. Несмотря на попытки стимулировать людей покупать новые автомобили даже в рассрочку или в кредит, покупательская способность владельцев старого транспорта не растет. Повысят налог на то, что у них есть, — вероятность приобретения новой машины упадет до нуля.

То есть

экономика вопроса ЗОЖ так или иначе упирается в низкий уровень жизни потребителя

Поэтому любые инициативы ужесточить фискальные меры не должны превращаться в банальные лозунги «Не мешайте нам о вас заботиться». Например, борьба с курением в Казахстане провалилась. Потому что

сигареты постоянно дорожают, а число курильщиков за годы кампании сократилось чуть больше, чем на 1%

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter