Налог на вредные продукты предлагают ввести в Казахстане. В дополнение к акцизам, ставкам и прочему. Алкоголь вреден? Платите налог! Машины вредны? Платите налог! При этом реальной, не вредной альтернативы чиновники не предлагают. Потому что по сути таковая может быть лишь одна — повышение благосостояния казахстанцев.
Исследование, проведенное Национальной ассоциацией «Денсаулык», показало, что наиболее приемлемым вариантом снижения вреда является стимулирование бизнеса производить «здоровые» товары.
Речь идет о том, чтобы в ЕАЭС в общем и в Казахстане в частности применять дифференцированное налогообложение на разные группы товаров. В первую очередь на те, что влияют на рост заболеваемости неинфекционными недугами. Это неэкологичный транспорт, алкоголь и табак. Подобная инициатива вполне вписывается в новую Концепцию формирования ЗОЖ, которую сейчас реализует минздрав.
«В отношении товаров, имеющих вредные действия на здоровье человека или экологию, должно применяться дифференцированное налогообложение (акциз) в зависимости от степени неблагоприятного воздействия на организм человека», — считает глава «Денсаулыка» Бахыт Туменова. — «Результатом является стимулирование производителей инвестировать в разработку менее вредных продуктов, а также пополнение государственного бюджета на фоне сохранения здоровья граждан».
Если коротко, исследователи предлагают повысить налог на транспорт для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания из-за вредных выбросов. И установить нулевой налог на электрокары.
Крепкий алкоголь с высоким содержанием этанола обложить более высоким акцизом, чем слабоалкогольную продукцию
И конечно, высоким налогом следует обложить обычные сигареты. А бездымные никотиносодержащие аналоги, считают общественники, стоит поддержать сниженным акцизом. В качестве основного аргумента «Денсаулык» приводит международный опыт. И конечно же, сокращение бюджетных расходов на лечение граждан, заболевших из-за влияния неэкологичного транспорта и вредных привычек.
Например, в зарубежной практике налог на транспорт включен в стоимость топлива. В странах ЕАЭС он зависит от мощности двигателя автомобиля. Условно, совершенно новый внедорожник с большим объемом двигателя наносит экологии меньший вред, чем очень старая, но экономичная легковушка.
«Наиболее оптимальным и справедливым для владельцев транспортных средств является установление и дальнейшая тенденция к существенной
дифференциации транспортного налога в зависимости от величины наносимого ущерба
окружающей среде или по экологическим показателям», — предлагают исследователи. — Этот подход соответствует принципу концепции снижения вреда. Дифференциация налога в Казахстане и других странах ЕАЭС будет мотивировать на приобретение автомобилей, эксплуатация которых дает минимальные вредные выбросы, включая электромобили».
Та же логика усматривается и в отношении алкоголя и сигарет. Переход потребителей с крепкого спиртного с высокой стоимостью на более дешевые слабоалкогольные напитки уменьшает вред здоровью. Точно также работают и электронные сигареты, ставшие популярными во всем мире среди курильщиков, не готовых отказаться от этой привычки. Сделать менее вредное более доступным — цель стратегии.
Возможно, это действительно сделает казахстанцев более здоровыми. Но в дискуссиях о ЗОЖ довольно часто противники фискального регулирования медицинской тематики приводят и свои аргументы. Главный заключается в том, что
продолжительность и качество жизни человека зависят не только от его вредных привычек и экологии, но и от образа его жизни
— физической подвижности и гастрономических предпочтений. То есть от уровня жизни.
Если условный гражданин не курит и не употребляет спиртное, но при этом его доходы позволяют ему не умереть с голода на макаронах, вряд ли с возрастом он будет здоровее соотечественника, который хорошо питается и умеренно потребляет алкоголь.
Дискуссия между общественниками и журналистами, развернувшаяся на презентации исследования «Денсаулыка», закончилась тем, что
все признали комплексность проблемы ЗОЖ казахстанцев. То есть к диабету, сердечно-сосудистым заболеваниям и ожирению приводят не только вредные транспорт, алкоголь и табак
Любой производитель заинтересован в том, чтобы потребители его товаров жили долго. Чем дольше живут — тем дольше потребляют. И даже алкогольная и табачная индустрии внедряют новые технологии, снижающие вред здоровью.
Эксперты «Денсаулыка» согласны с тем, что оздоровление любого вида продукта ведет к его удорожанию чисто по технологическим причинам. И чтобы не потерять потребителя, они идут на сокращение расходов по другим статьям. Например, сокращают персонал или уводят в тень их реальную зарплату. Поэтому «сюрприз» государства в виде повышения и так существующих акцизов мало похож на стимулирование производителей улучшать свои технологии.
Кроме того, удорожание подакцизной продукции, пусть даже вредной, но популярной у потребителя, всегда ведет к росту контрафакта. Достаточно вспомнить мировые практики введения «сухих» законов.
Мысль пересадить казахстанцев на безвредные электрокары звучит фантастически
Учитывая их стоимость и уровень жизни людей в стране.
«Анализ транспортного налога стран ЕАЭС показал, что в целом существует положительная тенденция поддержки развития автомобильного транспорта на электрической тяге», — констатирует «Денсаулык». —
За период январь-октябрь 2019 года импорт в страны ЕАЭС составил 292 электромобилей
на общую сумму 14,86 млн долларов США. Доля импорта Армении составила 0,7%, Беларуси – 30,8%, Казахстана – 7,2%, России – 61,3%. В основном электромобили завозятся из США, Китая, Австрии, Германии».
Эта ли статистика не наглядный пример того, что «здоровые» машины не по карману большинству жителей Евразии? Ведь старый автопарк коптит в городах не из-за безграничной любви граждан к раритету. Несмотря на попытки стимулировать людей покупать новые автомобили даже в рассрочку или в кредит, покупательская способность владельцев старого транспорта не растет. Повысят налог на то, что у них есть, — вероятность приобретения новой машины упадет до нуля.
То есть
экономика вопроса ЗОЖ так или иначе упирается в низкий уровень жизни потребителя
Поэтому любые инициативы ужесточить фискальные меры не должны превращаться в банальные лозунги «Не мешайте нам о вас заботиться». Например, борьба с курением в Казахстане провалилась. Потому что
сигареты постоянно дорожают, а число курильщиков за годы кампании сократилось чуть больше, чем на 1%