6 августа футбольные болельщики отмечают 100 лет со дня рождения известного казахстанского футболиста и тренера Андрея Буировича Чен Ир Сона.
Об Андрее Буировиче Чен Ир Соне Википедия дает минимум информации. Родился 6 августа 1921 года в КазАССР, умер 25 февраля 1984, похоронен в Алматы. Советский футболист корейского происхождения, нападающий.
Играл за команды Алма-Аты «Динамо» (1946, третья группа, 1948—1953, Класс «Б»). «Спартак» (1947, вторая группа). «Локомотив»/«Урожай», впоследствии «Кайрат» (1954—1955, Класс «Б»).
О тренерской работе Андрея Буировича также буквально пара предложений. Однако в конце 70-х он работал в КазГУ, а костяк сборной университета составляли студенты факультета журналистики. И воспитанники легендарного тренера не дают его имени затеряться в закоулках нашей памяти.
Чен Ир Сон вошел не только в историю казахстанского, советского, корейского, но и мирового футбола. В конце 50-х годов он работал тренером в КНДР. В 1959 году со сборной Пхеньяна проехался по Советскому союзу, одержав победы во всех товарищеский матчах с «Кайратом», «Пахтакором» и московским «Локомотивом».
Во многом благодаря его работе тренером-консультантом в Северной Корее сборная КНДР произвела фурор на чемпионате мира в 1966 году. Тогда корейцы выбили из турнира итальянскую сборную и дошли до 1/4 финала. Порядка 10-12 игроков сборной КНДР являлись воспитанниками Андрея Буировича. А руководил командой Мён Рэ Хён, который в свое время стажировался у Чена.
Кстати, как вспоминают очевидцы тех событий, перед мировым первенством Чена вызывали в Москву руководители Федерации футбола СССР и главный тренер сборной Николай Морозов для консультаций. Казахстанский тренер давал подробную характеристику каждому игроку корейской команды.
В 1969 Андрея Буировича возглавил алматинский «Кайрат». В тот сезон команде не хватило всего одного очка, чтобы войти в группу, боровшуюся за медали в высшей лиге СССР.
За три года до этого Чен работал старшим тренером узбекского клуба «Политотдел» (колхоз Дустлик). И на этот раз всего за год сколотил крепкую команду.
Вот что рассказал Манноп Якубов, который играл под его руководством:
«Мы громили всех подряд. Болельщики в других городах освистывали свои команды с криками «Колхозникам проиграли!» Пусть мы колхозники, но уважать себя заставили. Заняли первое место в своей зоне по первой лиге. У нас был реальный шанс выйти в высшую лигу.
Команда на ходу, календарь игр удачный, премиальные хорошие. А тут Чена вызывают в правление колхоза и говорят, что нам еще рановато в элиту. Он выслушал внимательно партийно-хозяйственных руководителей и бросил им в лицо: «Деревня…»
После завершения профессиональной тренерской карьеры Чен остался верен футболу. Уже работая в КазГУ, он поднял и массовость, и мастерство студентов на высокий уровень. От желающих попасть в секцию к Чену не было отбоя. Сборная университета не раз становилась чемпионом города и удачно выступала на республиканских соревнованиях. Но главное, он умел открыть подопечным очарование футбола и привить к нему любовь на всю жизнь.