Наверное, самый большой зал в акимате, белоснежные кресла, журналисты из республиканских СМИ – обстановка серьезная. Все 12 человек ждут встречи с Даниалом Ахметовым. Главный вопрос к главе области: как руководство региона реагирует на ситуацию с нашумевшим ТОО «Semey Bus»?
Напомним, автопарк был создан в 2018 году, после того как было принято решение о модернизации общественного транспорта. Но в конце 2019 года начались проблемы с выплатой заработной платы, неоднократно работники бастовали, жаловались на условия труда, а также на неперечисление пенсионных и других взносов в бюджет.
Позже выяснилось, что предприятие не платит по кредиту за приобретенные в лизинг автобусы. Сами перевозчики ссылались на тяжелое финансовое положение и на то, что власти не выплачивают положенные субсидии. Они даже обратились с открытым письмом к главе государства.
В середине апреля акимат Семея расторг договор с основным перевозчиком. Власти причиной всего этого назвали неэффективный менеджмент на предприятии. И сообщили, что компания задолжала только по кредиту 1,1 млрд тенге, но не выполняет договорные обязательства, несмотря на уведомления, и все это может закончиться изъятием автобусов. Сейчас по данному факту идут судебные разбирательства.
И вот молчание решил прервать Даниал Ахметов. И прежде чем ответить, привел простой пример: оказалось, что он уже провел два совещания с автотранспортниками. Теми, которые занимаются пассажирскими перевозками в городе Усть-Каменогорск. Так вот они получили субсидии и согласились на условия, что после получения денег не ставят в течение пяти лет вопросы о поднятии тарифа. А еще каждый год на 25% повышают свой потенциал обновления парка.
Теперь вернемся к Семею:
«Что касается Семея, здесь все 170 автобусов стоят 4 млрд 200 млн. Мы оплатили свой взнос 630 млн и осталось, грубо, 3,5 млрд. Требуемая или в данном случае вымогаемая субсидия — 3,7 млрд ежегодно в течение двух лет. То есть один год перекрывает все. Это получается государство должно подарить?! И теперь неоплаченные этой компанией огромные долги перед бюджетом, огромные долги перед социальными выплатами. Тогда я спрошу: «А где деньги?» — возмутился Ахметов.
Также глава региона сказал, что в данной ситуации он видит (цитируем):
«Только явную попытку очень маленького пока круга бизнесменов, которые пользуясь новой ситуацией в пропагандистском пространстве, пытаются оказать давление».
А делают они это, покупая в определенной степени информационное пространство.
«При этом очень важно, что здесь нет никакого экономического расчета, есть просто попытка оказать давление через призму «слышащего государства», — отметил Даниал Кенжетаевич.
В конце встречи он также добавил:
«Ситуация на сегодня, на мой взгляд, в абсолютно нормальном порядке, никакого кризиса в Семее нет. Вы видите, автобусы ходят. Но существует проблема: справедливые бизнесмены поняли и дали отпор.
Часть депутатов маслихата, которые были аффилированы к этим структурам, тоже получили серьезные порицания от своих коллег. Я абсолютно убежден, что справедливость восторжествует. То, что сегодня среди бизнеса появилась определенная категория, которая, используя общественное мнение, пытается оказать давление, это очевидно. То, что это давление некорректное, тоже очевидно», — резюмировал аким Восточно-Казахстанской области.
Что касается отпора, о котором говорил глава ВКО, так он уже активно начался. Совсем недавно вышла новость, что водители и кондукторы многострадального автопарка «Semey Bus» наконец-то получили часть заработной платы.
Немаленькую сумму собрали людям и неравнодушные предприниматели города. А это 27,5 млн тенге. То есть 49% задолженности известные бизнесмены города выплатили из собственного кармана. Всего автопарк должен работникам 56 миллионов.
Автор: Алтынай Аманбаева