Старинная студенческая мудрость гласит: «Сдал анатомию — можно влюбиться. Сдал фармакологию — можно жениться».
Анатомия для студентов медицинских вузов — один из базовых и самых сложных предметов. Все мы знаем, что череп — это кость. Но только единицы в курсе, что костей в составе черепа более двух десятков. Будущий медик должен знать их все поименно. И так со всеми частями тела.
Студенты с давних лет изучают анатомию при помощи трупов, а место, где мертвые учат живых, это кафедра анатомии.
Однако в последние годы взгляды на некоторые этические моменты поменялись. Даже бездомный, чью личность так и не удалось идентифицировать, имеет право на захоронение. Поэтому количество тел, попадающих в медицинские вузы, заметно снизилось. А те, что остались, преподаватели берегут как зеницу ока.
Но этика этикой, а обучать будущих врачей все-таки надо. И здесь на помощь пришли современные технологии.
В Казахском национальном медицинском университете им. Асфендиярова модернизировали анатомический музей и на базе кафедры анатомии создали не имеющую аналогов среду для обучения анатомии и патанатомии.
В частности, появились суперсовременные уникальные тренажеры — анатомические модели тела человека.
Синтетическая модель включает в себя кости, суставы, мышцы, органы, сухожилия, а также внутренние органы, основные нервные системы и сосудистые компоненты. Одна из моделей демонстрирует работу системы кровообращения. Для проведения практических занятий с этим манекеном на компьютере можно выставить режимы сердцебиения и другие параметры.
Вторая модель позволяет изучить мышцы, нервы, артерии и костную систему. По словам преподавателей, синтетические ткани отображают живую ткань лучше и качественней, чем мертвая ткань трупа.
Манекены поразительно похожи на человека. Материал на 70% состоит из воды, как и наш организм, поэтому искусственные трупы требуют особого ухода. К примеру, с ними нельзя работать без перчаток. Попадая на искусственную ткань, бактерия может заразить манекен, и ткань отомрет. Поэтому работать с таким пособием можно не более двух часов, затем его помещают в специальный контейнер с химической жидкостью, каждые две недели меняя воду, добавляя химикаты и т. д.
Но при всех нововведениях кафедра также дает студентам возможность работать с настоящими трупами и анатомическими препаратами. Виктор Франкенштейн смог бы собрать не одно существо, пройдясь по имеющимся здесь кастрюлям с препаратами. В них в формалине плавают мозги, почки, сердца и целые органокомплексы.
Настоящих трупов осталось не так много, но они также используются в учебном процессе.
Обратите внимание на фото ниже, насколько глубоко спрятан позвоночник. И задумайтесь, правда ли человек, обещающий вправить позвонок, сможет достать так глубоко.
Анатомический музей КазНМУ, открытый в 1930 году, можно назвать алматинской кунсткамерой. Здесь представлены более пятисот препаратов. Одни из самых ужасающих и завораживающих — это различные патологии.
Фотограф Денис Гапченко